На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Serg Che
    ...попробовать его задавить и посмотреть, сможет ли он так же как девчонка с навыками ММА избежать серьёзных травм))Мигранта, пытавше...
  • Serg Che
    Собакам - собачья смерть!Российские военны...
  • Игорь Петров
    Армия РФ ударила ...

Кабинет у костра. Зачем директора школ вместе с учениками пошли в поход?

В эти каникулярные дни проходит уникальный проект: в Краснодарском крае московские подростки покоряют горы, ночуют в палатках, сами руководят походом, а вечером у костра получают управленческие советы от директора своей же школы.

Таких директоров семь. Они прошли непростой отбор, а наградой за победу в конкурсе «#директорВпоход» стало путешест­вие вместе с учениками.

Наилучший вариант

За приключениями ехали долго. Сначала поездом Москва - Армавир, потом на автобусе в базовый лагерь рядом с посёлком Бугунжа, где видны горы. В палаточном лагере дети, директора и инструкторы «Лаборатории путешествий», организовавшей поход, провели два подготовительных дня. После этого с полным снаряжением пришли к долине реки Кизинки, откуда стартовали по семи (по числу групп) маршрутам. Преодолеют они их за пять дней.

Каждый директор возглавил команду из десяти школьников 15-17 лет. Но это формальное руководство. Школьная иерархия здесь встала с ног на голову: директор превратился в рядового члена походного коллектива, а управление взяли на себя его ученики. За время похода роль главнокомандующего примерят на себя все дети по очереди - в этом состоит педагогическая задумка. Ребёнок выстраивает маршрут до следующей ночёвки и распределяет важные обязанности на день. В походе управленческий опыт получают учащиеся школ №№ 892, 329, 1324, 446, 1210, 444 и 1637.

«Самое сложное для нас с инструкторами - не влезать в детское руководство, - ещё находясь в Москве, предположил директор школы № 446 Дмитрий Исаев. - Научить, показать, разобрать ошибки, если по­просят, могу, но обещаю своим ребятам, что в течение дня буду очень стараться ничего им не указывать».

10-классник Дмитрий Годлин и его друзья по команде такую позицию поддержали: «Если директор будет для нас просто членом команды - это отличный вариант».

На вопрос «АиФ», пошёл бы он в подобный поход, выпади ему подобный шанс в детские годы, директор школы № 329 Алексей Пономарёв ответил: согласился бы незамедлительно. С директором школы, в которой он учился, молодой руководитель общается до сих пор.

О том, как организовать работу в коллективе, как правильно делегировать обязанности, в преддверии похода в Краснодарский край ребята узнали на занятиях школьного кружка «Управленческий клуб». Кружок ведут директор и его заместители. А так как А. Пономарёв со студенческих лет организует походы и участвует в них, к поездке школьники подготовились на отлично.

Если друг - подчинённый вдруг

Для некоторых детей путешествие с рюкзаком - первое в жизни. Однако взрослые готовили школьников не только к физическим и бытовым трудностям. Руководство мини-группой, состоящей из твоих ровесников, тоже требует знаний. Как налаживать отношения с теми, с кем не дружил раньше? Как отнесутся к твоим указаниям близкие друзья? Накануне похода ребят пригласили на встречу, где они познакомились с законами работы в разных коллективах - спортивных, театральных и походных.

Актриса театра и кино Алиса Гребенщикова возглавляет арт-группу. «Руководить своими же друзьями тяжелее, - предупредила она. - Ты часто не можешь потребовать чего-то, вникаешь в обстоятельства личной жизни. Это я поняла ещё задолго до того, как начала руководить коллективом. Однажды на съёмках сериала гримёр, с которой у меня были хорошие отношения, влюбилась в директора съёмочной группы и, задумавшись о предстоящем свидании, покрасила мои волосы в другой цвет. Ну как здесь ругаться - до работы ли ей было!»

Но шутливые истории сменились случаями из профессиональной жизни Алисы, когда недобросовестное выполнение обязанностей грозило обернуться крахом общего дела. Ещё в театральном институте студентам без устали повторяли: театр - дело коллективное. «Ты ничего не можешь сделать один, даже когда играешь моноспектакль, - объяснила актриса школьникам. - Нужны свет, звук, костюмы, реквизит, грим. Мы все равны. Думаю, это важно и в путешествии, в которое вы собираетесь. Спектакль - тоже своего рода путешествие, и каждый значим для процесса. Если кто-то вдруг решит отнестись безответственно, рухнет всё. Пусть у актёра всего три реплики, но, если он не выйдет на сцену, спектакля не будет».

Александра Решетова - мастер спорта по парусному спорту, спортивный психолог. На встрече со школьниками она показала, насколько полезно побыть подчинённым, прежде чем станешь руководить процессом. Александра ходит в экипажах яхт, команда состоит из рулевого и матросов. Когда рулевой сам не работал с парусами и верёвками, он будет идти на неожиданные для экипажа манёвры, не считаясь со спецификой работы команды, и решения окажутся неверными.

Поход должен стать удовольствием

Директор центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» полярный путешественник Матвей Шпаро считает, что Владимир Высоцкий в песне верно подметил: «Детям вечно досаден их возраст и быт». «Я вспоминаю, насколько мне было досадно, что ко мне, подростку, не относились как ко взрослому. Мне хотелось, чтобы моё слово имело значение», - признался он участникам похода. Матвею повезло. Отец, Дмитрий Игоревич Шпаро, первый человек, достигший Северного полюса на лыжах, взял сына в захватывающую экспедицию на снегоходах по Чукотке и Аляске, где на глазах у мальчика ожили страницы его любимых книг Джека Лондона. Но самое главное, что во взрослом коллективе из 12 человек к его мнению прислушивались, и он получил то, чего ему недоставало в школе. Поэтому современным школьникам Матвей Шпаро целенаправленно обеспечил возможность руководить хотя бы один день похода.

И, несомненно, участников проекта «#директорВпоход» закалят трудности. В 14-летнем возрасте М. Шпаро совершил с отцом лыжное путешествие по реке Лае в Архангельской области. Формально оно было простым по категории сложности, но температура минус 45 градусов, короткий световой день, добровольное желание взять на себя дежурство за часть группы обернулись невероятным напряжением и усталостью вплоть до единст­венных в жизни галлюцинаций. Тем приятнее мальчику было услышать от отца, что эти семь дней якобы простого похода абсолютно сопоставимы с семью днями, когда тот шёл на Северный полюс. Для Матвея эти слова стали мотивацией на всю жизнь. Он понял, что преодолел себя в по-настоящему сложных условиях.

Алисе Гребенщиковой сложности в работе тоже позволяют открыть в себе новые качества. «Есть спектакли, которые я ставлю как приглашённый режиссёр, и каждый раз боюсь не справиться, - сказала она ребятам. - А берёшься за дело - и появляется уверенность в собственных силах. Чем больше ты преодолеваешь, тем шире расправляешь плечи, тем легче идти дальше».

Психолог Александра Решетова знает, что в походе, спорте и в любом другом виде деятельности, к тому же мало знакомой, переживания по поводу несостоятельности - нормальное явление. И её совет - не молчать об этом, делиться эмоциями, чтобы получить поддержку и услышать от окружающих о схожих чувствах. «Одна из задач взрослого руководителя - добиться психологического комфорта каждого участника, тогда и общее дело будет результативным, - обратилась Решетова к директорам. - В походе есть момент преодоления себя, но ребятам от трудностей нужно в итоге получить удовлетворение».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх