Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, заменив два налога — на пользователей автодорог и на владельцев транспортных средств. Налоговая ставка большей части ТС, имеющих двигатель, в том числе легковых и грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов, определяется в зависимости от мощности двигателя.
Например, ставка на легковой автомобиль с мощностью до 100 л.с.составляет 2,5 рубля с каждой л.с, от 100 до 150 л.с — 3,5 рубля, от 150 до 200 л.с — 5 рублей. Субъекты РФ могут повышать или понижать эти ставки, но не более, чем в 10 раз.Почему налог рассчитывается таким образом?
Транспортный налог, точнее его предвестник, взимался в СССР с начала 20-х годов и практически с того времени он рассчитывался по количеству лошадиных сил. Известно, что в начале 1930-х годов размер налога за полгода составлял от 6 руб. до 15 руб. за одну л. с. — в зависимости от размера населённого пункта. Согласно налоговым ставкам, приведённым в указе Президиума ВС СССР от 1942 года «О местных налогах и сборах», жители крупных городов и столиц союзных республик платили в 2-4 раза больше с каждой лошадиной силы, чем жители рабочих посёлков. Схему расчёта транспортного налога упростили в 1981 году — в ней стала учитываться только мощность автомобиля. Согласно ставкам, установленным ВС СССР в 1988 году, владельцы легковых автомобилей платили в казну 50 коп. с 1 л.с., мотоциклов и мотороллеров — 30 коп. с 1 л.с., грузовых машин — один рубль с 1 л.с. В законе «О дорожных фондах в РСФСР» 1991 года впервые налог на легковые автомобили стал зависеть от их категории — с ТС до 100 л.
с. владельцы платили 50 коп. за 1 л. с., с машин свыше 100 л. с. — 1,3 руб. за 1 л. с..Действующий транспортный налог подвергается критике на протяжении всех 16 лет его существования, неоднократно появлялись сообщения о его грядущей отмене. Многие считают, что принцип расчета налога в зависимости от количества лошадиных сил неверен. «Я считаю, что налогом надо облагать не лошадиную силу, а объём двигателя. Это будет стимулировать использование более современных двигателей, которые при маленьких объёмах имеют большие мощности. При этом такие двигатели лучше сжигают топливо, меньше засоряют окружающую среду, более эффективны», — заявлял в 2002 году бывший политик Георгий Боос, занимавший в то время должность вице-спикера Госдумы.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев рассказал АиФ.ru о том, что выбор такого критерия расчёта налога нелогичен. «Наша организация давно задаётся вопросом, почему транспортный налог определяется в зависимости от мощности машины, и с 2005 года выступает против этого. Мощность автомобиля не имеет никакого отношения к транспортному налогу. Например, у КАМАЗа — 95 лошадей, у мотоцикла — 120, у легковушки — 150, не понятно, почему налог так рассчитывается. Инициаторы введения налога не подкрепили этот пункт аргументированным объяснением», — говорит Канаев.
Свежие комментарии