
Журналистика — циничная профессия, всем не угодишь. Чаще всего как бывает? Вот позвали тебя, например, на очередную тусовку по случаю и поводу, и ты с кислой миной туда побрел, конечно, потому что работа такая. Но только и думаешь, как бы упростить задачу и поскорее спрыгнуть.
Дежурные улыбки и слова, подарочки ни о чем, пресс-подход, фуршет — ну и до свидания, я пошел, всего вам доброго, вы держитесь тут.
Главное, чтобы пресс-релиз потом прислали. И картинок побольше.Но случаются в перечне тяжких тусовочных обязанностей приятные исключения, нужно в этом честно признаться. Одно из них имело место 5 марта на северной окраине Москвы, где всемирно известная компания LG Electronics провела День донора. Да не простой, а футбольный. Да не просто футбольный, а еще и посвященный Дню защитника Отечества и 8 Марта разом. К неподдельному удивлению корреспондента АиФ.ru, уже 89-й по счету и 29-й — в партнерстве с торговой сетью «Эльдорадо».
Тишину, оказывается, любят не только деньги, но и добрые дела.
Кровь стране нужна всегда!
Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов — полиглот. Он в совершенстве знает осетинский, русский и немецкий, а теперь, судя по всему, взялся еще и за английский. Чтобы в июле, на церемонии награждения, не ограничиться классическим «Let me speak from my heart» и вообще обойтись без переводчика.
Но это я так думаю, а у Черчесова, возможно, совсем иные цели. Он человек сложный, к нему в голову залезть еще никому не удавалось.
Черчесов предстал перед взыскательной публикой в сопровождении VIP-эскорта. По правую руку — певица Анжелика Агурбаш и актриса Анастасия Макеева.
По левую — дизайнер Алиса Толкачева и игрок женской сборной России по футболу Ксения Коваленко. Одна другой краше. (Чуть позже подъехала еще и телеведущая Эвелина Бледанс, доведя концентрацию небывалой красоты до совсем уже критических значений).В арьергарде процессии пристроился быстроногий правый защитник Андрей Ещенко, который накануне усердно ковал вместе со своим «Спартаком» нулевую ничью против «Локомотива». На фоне прекрасных дам Ещенко выглядел бледно.
— Хорошая у вас компания, Станислав Саламович, — сказал я вместо приветствия.
— Not bad, not bad, — оживился Черчесов. — А главное — красивая. Nice!
Делегация проследовала в большой зал, где ее ждали люди, камеры и диктофоны, прервав на самом интересном месте рассказ симпатичной девушки (а чем я хуже Черчесова?) Анны Федотовских, которая ведает в LG коммуникациями.
— Много лет назад государство в лице Центра крови ФМБА России обратилось за помощью к крупному бизнесу, — питала меня информацией Анна. — Дело в том, что в 90-е годы, к сожалению, почти умерла эта традиция — проводить донорные мероприятия на безвозмездной основе. А ведь кровь стране нужна всегда! Наша компания первой откликнулась на призыв, подписав с Центром крови протокол социального сотрудничества. Первый наш День донора прошел в 2009 году, сегодняшний — уже 89-й. Мы решаем и чисто медицинскую, и сразу две социальные задачи: привлекаем к хорошему делу партнеров, вот как «Эльдорадо», и популяризируем саму идею донорства. В том числе с помощью медийных личностей. Между прочим, 3 апреля мы приедем за кровью к вам в «АиФ», а так как весь ваш генералитет болеет за ЦСКА, то вместе с нами приедут футболисты ЦСКА.
Я возразил было, что в генералитете, помимо армейцев, замечены не только спартаковцы, но даже, вы не поверите, один железнодорожник, однако Анна была непреклонна:
— Поздно. «АиФ» сказал — хотим ЦСКА, значит будет ЦСКА.
Ракета по имени Татьяна
Ещенко занял позицию на левом фланге поля, то есть стола. Черчесов, разумеется, воцарился в центре. Напротив Ещенко устроилась очаровательная Анжелика Агурбаш. Анжелика, может быть, хотела спеть, но соло в этот день исполнял Станислав Черчесов.
— Ещенко хитрый, — сообщил он. — Как только узнал, что я тут буду, сразу тоже дал согласие. Думает: по составу сборной вопросов еще много, шансы есть у всех. Правильно думает. Если бы судья вчера вовремя не свистнул, Ещенко до сих пор по полю с удовольствием бегал бы.
Первым встал мальчик лет 10 и прочитал вопрос по бумажке. Наверное, этот мальчик еще не умеет пользоваться Гуглом (неужели есть такие дети?), потому что вопрос его носил строго информативный характер:
— Я хочу спросить у Андрея Ещенко: с какого клуба вы начинали свою карьеру?
— Я сам из Иркутска, там и начинал. Играл за «Звезду», а потом меня угораздило уехать в Москву.
— Когда я тебя смотрел, ты в Киеве играл, я точно помню, — отметился присутствием Черчесов.
— Андрюша, а какая твоя самая большая мечта? Или все уже сбылись? — поинтересовалась Татьяна Шахнес, директор по связям с общественностью LG. Татьяна, как я сразу понял, здесь самая главная, и ее все любят.
— Всего, чего хотел, я уже достиг, — быстро ответил Ещенко, поймал на себе удивленный взгляд Черчесова и тут же поправился. — Но всегда нужно стремиться к большему, нельзя стоять на месте. Нужно новые задачи ставить для себя. В России же что-то интересное летом будет происходить...
— А ты станешь нам и дальше помогать? — уточнила Татьяна. — Поедешь на «Территорию смыслов»?
— Конечно!
Попробовал бы он отказаться.
— Ты не бойся, там все свои. — Татьяна крепко на Ещенко насела. Если бы его так же уверенно держал за горло Мануэль Фернандеш днем раньше, быть «Спартаку» битым. — Прошлым летом Шунин (вратарь московского «Динамо». — АиФ.ru) выступал, думаешь, он не боялся? А потом ему записки посыпались, Антоша начал улыбаться, освоился, и как-то у нас все получилось... Знаете, какое главное слово у меня, когда я смотрю на Андрюшин футбол? Самоотверженность!
— По-моему, вы с ним чем-то похожи. — Последняя реплика все равно осталась за Черчесовым. — Ракету, о которой недавно рассказал наш президент, нужно назвать «Татьяна».
Черчесов и Шапокляк
— А у вас есть мечта, Станислав?
— Нет. В моем возрасте мечтать поздно. Цели надо ставить.
— Вам нравится то, что мы делаем?
— Честно говоря, очень. В детстве все мы «Крокодила Гену» смотрели, там старуха Шапокляк говорила, что хорошими делами прославиться нельзя. Это вредный совет. Не верьте старухе, молодой человек! — вдруг обратился Черчесов к парнишке, который сидел со мной по соседству.
Но тот не растерялся:
— Я только хорошие дела делаю!
— Вот правильно. Надо хорошими делами прославляться, и если мы хоть одному человеку сегодня помогли — значит, все было не зря.
— С каким из мировых тренеров вы больше всего дружите? — спросил другой мальчик. Пацанов вокруг вообще было много, все с шарфами и майками, на которых звезды оставляли автографы. Один даже протянул Ещенко светло-зеленые бутсы, и Ещенко расписался на обеих. «Ну вот, теперь неигровые», — посочувствовал я. — «А у меня другие есть».
Небось розовые в горошек.
— Well, мне с тренерами сильно повезло. Я работал с Бесковым, Романцевым, Садырин меня тренировал, Семин, Бышовец. А Йоахима Лева вы все знаете? Он не так давно стал чемпионом мира со сборной Германии. А первое его чемпионство было с «Тиролем», за который я тогда играл. Мы и сейчас с ним, бывает, встречаемся и часто переписываемся.
Во всем виноваты журналисты
К этому времени и у меня созрел ряд вопросов:
— Станислав Саламович, я вас много о чем в этой жизни уже спрашивал, но этот вариант — свежий. Скажите: футбол пьет из вас кровь или обновляет ее?
— Футбол — нет, а те, кто его освещает, — пьют.
— А те, кто играет?
— Если бы они все умели, у меня профессии не было бы.
— Значит, как всегда, во всем виноваты журналисты. Вот кто кровопийцы!
— Это вы так решили. Я ничего не говорил.
— Просто тренерская профессия настолько энергозатратна, что аллегория с кровью, мне кажется, тут к месту. Это не образ, а сама суть вашей работы.
— Рассказываю случай. Я играю в основе «Спартака», и вроде один матч не очень хорошо провел, хотя мне-то казалось, что здорово: поймал почти все, что летело. Меня покритиковали в прессе, и я такой грустный сижу... В этот день легендарный спартаковский пресс-атташе Леонид Трахтенберг сказал мне одну простую и мудрую вещь. Если, говорит, не хочешь, чтобы тебя ругали или хвалили, — играй за сборную завода!
Алиса в стране Ликбез
Элитный дизайнер Алиса Толкачева про футбол говорить не захотела, зато провела небольшой ликбез.
— На самом деле кровь сдавать полезно, — сообщила Алиса. — Ваша кровь не только спасает чьи-то жизни, это очень хорошая профилактика инсультных заболеваний. Нас, женщин, природа в этом смысле немножко щадит, у нас происходят процессы, которые помогают обновляться крови и сосудам. А для мужчин это просто обязательная процедура! Сдача крови — мягкий стресс для организма, он запускает процесс укрепления иммунитета. Так что думайте, если кто сомневается, и не только когда Шахнес вас позовет!
Наверное, у LG и «Эльдорадо» тоже есть своя футбольная команда. Иначе чем объяснить тот факт, что какой-то крепкий юноша с брендированным шарфом в руках стремится в сборную России? Он сразу взял быка за рога.
— Сейчас возрождается дворовый футбол. Как вы к нему относитесь? — спросил юноша у Ещенко. — И можно ли из дворового попасть в большой?
— Я тоже начинал играть во дворе, там многое пришлось доказывать. Нужно было регулярно предъявлять свое эго (именно так он и сказал, защитник Отечества, «Спартака» и, возможно, сборной России, — «эго»).
— Может быть, посмотрите наших звезд?
Ещенко пустился было в рассуждения о возрастных ограничениях и особенностях физической подготовки, но тут на помощь ему пришел Черчесов.
Путь орла
— Кто-то про дворовый футбол читал, а кто-то его прожил. Андрюха тоже застал, но я — в большей степени. Раньше мы играли бесплатно, по большому счету, а тот, кто играет бесплатно, ни о чем плохом не думает. Сейчас мама приводит сына на футбол потому, что знает: Криштиану Роналду зарабатывает большие миллионы. Футбол — это перспективно. Пацан, может, и не хочет, и не любит футбол, и душа у него не лежит, но — надо! И он остается.
Я родился высоко в горах, в Алагире, туда даже орлы не залетают. Как только орел долетел до Алагира, он тут же падает бездыханный, потому что ему воздуха не хватает. А мы там в футбол гоняли с утра до вечера и прошли, как потом выяснилось, какой-то путь. Почему? Потому что любили, хотели и немножечко могли.
Я уже игроком сборной Советского Союза был, а из Тарасовки на электричке ездил в Москву. 30 градусов мороза, три вокзала, четыре остановки на трамвае номер 4 — и вот он, манеж «Сокольники»! Никто же меня заставлял. Поэтому еще раз: говорить нужно не о мечтах, а о целях.
— Раньше было меньше футболистов, зато качественные, — продолжил главный тренер, недобро поглядывая на правого защитника (он, кстати, и слева может. — АиФ.ru). — Потому что производились они натуральным способом. У нас, допустим, никогда не было тренера вратарей. Я Гинтарасу Стауче (помощник Черчесова в сборной России. — АиФ. ru) говорю: «Будь у меня такой тренер вратарей, как ты, — какая тут карьера?». «Почему?» — удивляется Гинтарас, святая душа. «Да я бы тебя убил давно!».
Меня в «Спартак» знаете как пригласили? Мы на сборах проиграли «Гурии» из Ланчхути — 2:6. Из шести голов пять — на моей совести. Утром меня тренер Иван Варламов подзывает: ну, думаю, все, отчислять будет. «Слушай, — говорит, — тут на тебя вызов из московского "Спартака" пришел. Поедешь?». С тренерами вообще нужно аккуратно, но так-то я парень с юморцом. «А если бы 20 пропустил — меня бы в "Манчестер Юнайтед" позвали?»... Вот до сих пор глупостями и занимаюсь.
Черчесов, возможно, и хотел бы добавить, что eagles can not survive in Alagir, но это было бы уже слишком.
***
На том и разошлись, существенно улучшив статистику спасенных жизней.
Свежие комментарии