На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 043 подписчика

Свежие комментарии

Вечер с Александром Грибоедовым

«Шумим, братец, шумим!» — так сказал бы сам Александр Сергеевич Грибоедов о литературно-музыкальном вернисаже, прошедшем в «АиФ» и посвященном его памяти.

Открыл вечер главный редактор издательского дома Игорь Черняк.

Министр культуры Владимир Мединский в своем обращении к участникам мероприятия отметил, что искренне рад тому обстоятельству, что в нашей стране не только хранят память об Александре Грибоедове, но и чтят замечательные культурные традиции прошлого.

Это не удивительно, потому что именно в Круглом зале «АиФ», где теперь идут все пресс-конференции и круглые столы, впервые читал свое произведение «Горе от ума» сам автор.

Талантливые артисты Государственного академического Малого театра Полина Долинская, заслуженная артистка России Инна Иванова, заслуженный артист России Глеб Подгородинский, вдохновленные этой историей, с особым чувством играли сцену из спектакля. Зал рукоплескал.

Депутат Мосгордумы, актер Евгений Герасимов с листа прочел отрывок из пьесы «Горе от ума», отметив следующее: «Вы знаете, что в пяти театрах идёт «Горе от ума» — очень разные спектакли, разные постановки. Это говорит об удивительной актуальности произведения во все времена. В филологии есть термин «литературные памятники». В их число входят лучшие произведения всех времен и народов, которые со временем стали ещё более актуальны. Среди них «Война и Мир», «Илиада» и «Одиссея», «Слово о полку Игореве» и многие другие замечательные произведения. Я специально смешал эти названия — разные века, разные жанры и разные народы. И комедия нравов «Горе от ума» оказалась среди этого числа величайших произведений, которые все больше и больше интересны в разные времена, и сегодня тоже. К сожалению, когда мы вспоминаем школьные годы, на ум приходят штампы, которые навешаны на это произведение. Тем не менее, мы видим огромный интерес к этому великому поэту и гражданину» — заключил Герасимов.

Марина Вашукова, исполнительный директор Национальной сети Глобального договора ООН сказала: «Я представляю именно Глобальный договор ООН. Это инициатива для бизнеса в сфере устойчивого развития. Она нацелена на то, чтобы вовлекать в бизнес самые лучшие созидательные процессы, чтобы бизнес становился более ответственным, оказывал положительное воздействие на мир. Казалось бы, мы занимаемся совсем другим вопросом, отличным от повестки этого мероприятия. Но, с другой стороны, мы работаем в рамках глобальной повестки ООН. Наша цель заключается в том, чтобы никто не остался один. Любой человек — это безграничная ценность. И больше всего об этом написано в русской литературе. А Грибоедов стал автором одного из первых реалистических произведений о том, какое значение имеют ум, талант и достоинство человека. Иногда одного человека на фоне толпы. Один из фильмов о Грибоедове называется «Ослепительно короткая жизнь». К сожалению, короткая, но, несомненно, она была ослепительной. И в какой-то степени это оправдывает её скоротечность» — заключила представитель ООН.

Вернисаж театральных афиш пьесы «Горе от ума» за два с лишним века из разных уголков России был бережно собран и передан для экспозиции музеем. Вот что сказала Алла Филиппова, заместитель генерального директора по научной работе Государственного музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита»: «Сегодняшний торжественный вечер для нас особенно приятен. Мы приехали в «Аргументы и Факты» с выставкой афиш, которые анонсировали пьесу, начиная с первой постановки «Горя от ума» на профессиональной сцене в 1829 году и заканчивая постановками 2010-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Эстонии. Этот год — непростая дата. Помимо 190-летия со дня гибели А.С. Грибоедова в декабре 2019 года мы также будем отмечать юбилей со дня первой профессиональной постановки комедии «Горе от ума» в Большом театре в Санкт-Петербурге. А в следующем году мы будем отмечать 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова» — отметила Филиппова.

Литературовед Сергей Дмитриев, член союза писателей России, член-корреспондент Академии Российской словесности, главный редактор издательства «ВЕЧЕ» рассказал: «здесь Грибоедов прожил восемь месяцев. Это был самый лучший период в его жизни. До этого он был то на войне, то в Персии, а в 1823 году вернулся в Москву и в этой усадьбе отдыхал около года. И именно в этот период он завершил «Горе от ума». Здесь, именно в этих стенах, Грибоедов читал «Горе от ума» и написал те самые два вальса, которые вы все знаете. Кроме того, здесь вместе с Вяземским они написали оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Грибоедов — единственный известный российский поэт, который прожил недолгую жизнь и погиб при исполнении служебных обязанностей. Все остальные наши поэты, как бы мы их ни любили, ушли из жизни в результате дуэлей, убийств или расправ власти. Грибоедов единственный воин-поэт, который погиб на боевом посту. Напомню, что он имел боевые награды. У него были две медали: «За взятие Эривани» и «Заперсидскую войну» — завершил рассказ Дмитриев.

Политологи и журналисты провели параллель нынешних отношений России и Британии, России и Ирана. А Сергей Марков, политолог, генеральный директор «Института политических исследований отметил: «Грибоедов нам очень интересен как абсолютно гениальный литератор, который создал архетипические образы. Был ли Чацкий либералом? Россия в разное время нуждается в разном. Когда стабильная жёсткая власть, она больше нуждается в свободе, востребованы либералы. Когда происходят быстрые реформы, она нуждается в стабильности, и тогда нужны консерваторы. Когда большой разрыв между бедными и богатыми, нужно больше социальной справедливости, тогда она нуждается в социалистах. Грибоедов жил во времена, когда Россия больше нуждалась в свободе. Нужно было от графов и князей переходить к более развитому обществу. По этой причине он был в своё время «в тренде». Я очень рад, что у в наших школах изучают «Горе от ума». Возможно, недостаточно правильно объясняют. Когда школьникам рассказывают о грибоедовских архетипах, нужно говорить не о том, что было в 19 веке. Нужно, чтобы они научились находить Чацкого и Молчалина в своём окружении — среди учителей и своих товарищей по классу. И даже сейчас среди наших политиков мы вполне можем найти и вальяжных Фамусовых, и Чацкого и Скалозуба. Мы также ценим Грибоедова за его дипломатическую службу. Он действительно был одним из очень ярких дипломатов, смог во многом реализовать российскую политику. И погиб, защищая наших соотечественников, как говорится, на дальних подступах. Для меня очень важна эта составляющая его личности. Сегодня вечером обязательно почитаю Грибоедова» — поделился своими планами Марков.

Главный хранитель грибоедовской коллекции Библиотеки № 1 им.А.С.Гриборедова Сабина Забелышинская рассказала об экспозиции раритетов на нашем вернисаже и отметила, что почитав Грибоедова, многие начинают писать стихи. Не миновала эта участь и Главного хранителя. Что же еще делать на литературно-музыкальном вернисаже? Конечно, читать стихи! Гости с удовольствием послушали стихотворение Забелышинской.

А историческое общество «Бал в русской усадьбе» под председательством Алексея Семилеткина приятно удивило гостей красивейшими танцами 19-го века. Если полонез и мазурка всегда были известны, то о танце экосез многие услышали впервые.

Гости литературно-музыкального вечера в «АиФ» танцевали, читали стихи и, вслед за героями бессмертного произведения «Горе от ума», счастливые часов не наблюдали.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх