Согласно опросу одного из крупных финансовых маркетплейсов, самой популярной мерой поощрения детей в России остаётся оплата школьных оценок — так поступают 32% родителей. Реже встречается практика выдавать деньги за помощь по хозяйству: её придерживаются 28% опрошенных, пишет «Вечерняя Москва».
Независимый экономический аналитик Александр Разуваев отметил, что многие родители предпочитают денежные формы поощрения и считает такой подход продуктивным с точки зрения финансовой грамотности.
Он напомнил, что в условиях капиталистического общества ребёнку важно как можно раньше научиться обращаться с деньгами. В качестве примера специалист рассказал о знакомом, который планирует дать сыну небольшую сумму для первых шагов на бирже. По мнению Разуваева, подобный опыт ценен, если начинать с малых вложений, обучать базовым принципам и контролировать источники информации, которыми пользуется ребёнок.Кандидат психологических наук Наталья Искра считает, что подобная практика может иметь негативные последствия. Она подчеркнула, что если у ребёнка изначально нет интереса к учёбе, денежная мотивация формирует опасную модель поведения: обучение воспринимается как тяжёлая обязанность ради оплаты, а не как источник знаний. В дальнейшем это способно затруднить поиск работы по призванию, закрепив установку, что любую нелюбимую деятельность можно «перетерпеть» за вознаграждение. Психолог также отметила, что плата за домашнюю помощь подрывает основы семейных отношений: если родители выполняют свои обязанности бесплатно, а ребёнок получает за это деньги, это ставит под сомнение его равноправную роль в семье. По её мнению, правильнее выдавать фиксированное пособие, не привязанное к обязанностям, что позволит воспитывать финансовую грамотность без разрушения семейных ценностей.
Председатель «Союза отцов» Юрий Соленов заявил, что денежная мотивация — лёгкий, но ошибочный путь. Он считает, что, привыкая получать деньги за оценки или уборку, ребёнок начинает воспринимать любой труд исключительно через материальное измерение. Однако в случае финансовых трудностей семьи или неудач в школе мотивация может исчезнуть. Соленов убеждён, что гораздо важнее воспитывать интерес к деятельности личным примером и наставничеством. По его словам, ребёнок должен получать удовольствие от самого процесса учёбы или спорта, а не рассматривать их как способ заработка. Помощь по дому, добавил он, должна быть проявлением искреннего участия, а не результатом материального стимулирования.
Ранее врач-невролог Наталья Степаненко объяснила, как помочь ребёнку справиться со страхом школы.
Свежие комментарии