На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 298 подписчиков

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    Макаревич  вообще гнусавый бездарь!!Певец Юлиан резко...
  • лина любимцева
    Пожизненно их нужно бы сажать. А еще лучше  вернуть смертную казнь.  За  подлое предательство в тяжелое для  страны в...Пятерых россиян о...
  • Виталий Сорокин
    Ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой...Откуда такие дебилы?В Эстонии хотят и...

Учёная Безруких: чтение развивает мозг даже в пожилом возрасте

Дети часто слышат, что чтение полезно для мозга. Но так ли это на самом деле, или очередной педагогический приём для дисциплины? Ответ на этот вопрос попытались найти исследователи Института когнитивных наук и наук о мозге Общества Макса Планка (Германия). Результаты их масштабного анализа прокомментировала профессор, доктор биологических наук и академик РАО Марьяна Безруких в беседе с KP.RU.

Как отметила учёный, несмотря на значительный прогресс в нейронауке за последние 20 лет, мозг по-прежнему не спешит раскрывать все свои секреты. Сегодня уже точно известно, что чтение — это не просто визуальное восприятие текста. Этот процесс задействует внимание, память, управление действиями и контроль, и при этом активирует почти весь мозг, включая даже подкорковые зоны.

При этом какого-либо конкретного «центра чтения» в мозге не существует — задействуется сложная сеть, объединяющая множество структур.

Изучать работу мозга — задача не из лёгких. Раньше для этого прибегали к жестоким экспериментам, например, удаляли части мозга у животных. С появлением МРТ ситуация изменилась: теперь исследователи могут наблюдать за активностью мозга в реальном времени. Однако, как подчеркнула Безруких, «видеть» процессы — не значит их понимать.

Немецкие нейрофизиологи проанализировали данные 163 научных исследований, посвящённых разным аспектам чтения: от восприятия текста и отдельных слов до чтения на разных языках, с артикуляцией и без. Такой объём данных никогда прежде не рассматривался комплексно.

Выводы оказались весьма интересными. Выяснилось, что в процесс вовлечены оба полушария мозга, но каждое отвечает за свои участки работы. Особое внимание учёных привлекла активность мозжечка — он не только участвует в артикуляции как в процессе чтения вслух, так и в «беззвучной» проговаривании текста, но и задействован во всех компонентах речевой деятельности.

Более того, как добавила профессор, левая часть мозжечка проявляет особенно активное участие в смысловой обработке текста, что стало одним из новых открытий.

Многие задаются вопросом: действительно ли чтение делает нас умнее? Ответ связан с нейропластичностью — способностью мозга перестраиваться, формировать новые нейронные связи и активировать ранее незадействованные участки, заявила Безруких.

Она объяснила, что чтение — это не врождённый навык, он требует обучения. Именно этот процесс создаёт в мозге новые маршруты передачи информации, формируя полноценные нейросети. Исследования показывают: навык чтения включает 32 области мозга — рекордная вовлечённость среди всех видов когнитивной активности. Чем сложнее тексты и чем больше мы читаем, тем интенсивнее формируются новые связи.

Таким образом, привычка к чтению действительно способствует развитию мозга — особенно если речь идёт о регулярной работе с глубоким, сложным содержанием.

Но что происходит, если человек перестаёт читать? Безруких объяснила, что при монотонной деятельности, лишённой интеллектуальных вызовов, мозг постепенно «засыпает» и теряет гибкость. Это может привести к когнитивному снижению. Однако есть хорошая новость: мозг способен восстанавливаться даже в преклонном возрасте.

Профессор привела пример исследования, в ходе которого было зафиксировано появление новых клеток у 80-летнего человека. Это опровергает устаревшее представление о том, что развитие мозга возможно только до школьного возраста. Наоборот — нейропластичность сохраняется на протяжении всей жизни.

Вывод прост: активная умственная деятельность, включая чтение, способствует сохранению ясности ума, улучшает память и отодвигает наступление возрастных изменений. Важно продолжать осваивать новые навыки — разгадывать кроссворды, играть на музыкальных инструментах, работать руками и читать.

Ранее врач-невролог, гериатр и нейрофизиолог Валерий Новоселов рассказал, как на раннем этапе выявить риск развития деменции.

 

Ссылка на первоисточник
наверх