Введение устного завещания в российское законодательство несет значительные риски, заявил юрист в разговоре с журналистом aif.ru Иван Соловьев.
По его словам, в действующей системе нотариального удостоверения завещаний уже предусмотрены механизмы для людей, не способных подписать документ самостоятельно.
«Сейчас законодательство предусматривает, что если человек не может подписать завещание, то приглашается нотариус и рукоприкладчик, который делает это от имени завещателя в его присутствии», - пояснил он.
Соловьев также отметил, что устное завещание может создать новые угрозы и злоупотребления.
«Если будет доказано, что человек находился под принуждением, то такое завещание можно оспорить. Но точно так же можно навязать волю завещателю и под видеозапись», - подчеркнул он.
Кроме того, по словам юриста, введение подобного механизма потребует также создания защищенной системы видеосвязи, сертифицированной государством, иначе доверие к таким завещаниям окажется под вопросом.
«Мы понимаем, что если завещание фиксируется на видеокамеру, то на записи должны быть дата и время, а также установлены личности свидетелей и самого наследодателя. Существующая система с рукоприкладчиком уже позволяет оформлять завещание для тех, кто находится в больнице, такх, кто не может самостоятельно подписать документ, но при этом сохраняет сознание. Главное требование - чтобы человек осознавал свои действия. Если он не отдает отчет в происходящем, такое завещание можно оспорить. Сейчас подобные механизмы также фиксируются на видео. Мне пока что не очень понятно, чем одно отличается от другого», - заявил юрист.
Ранее уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова выступила с предложением изучить возможность законодательного закрепления устной формы завещания.
Свежие комментарии