На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 043 подписчика

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Видимо эта проститутка готовит следующую жертву.Baza: полицейские...
  • Eduard
    Это население Эстонии,а тут область!В Сети появились ...
  • Сергей Андросов
    Похер как они смотрятся, главное хохлов мочат.BI: российские та...

Секрет «Чародеев». Почему Валентин Гафт чуть не задушил Александру Яковлеву

По местам съёмок «Чародеев» «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.

Кто «приодел» ДК ЗИЛ?

- Что будет, если использовать волшебство в злых целях? Лёгкая, водевильная киносказка режиссёра Константина Бромберга «Чародеи», где много поют и танцуют, поставлена по сценарию братьев Стругацких. В этом новогоднем фильме Москва предстаёт в неожиданных ракурсах. К примеру, знаменитое учреждение в вымышленном городе Китежграде, в котором происходят главные события, - НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) киношники «собрали» из нескольких частей. В роли самого здания выступила гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», построенная к Олимпиаде-1980 (ул. Левобережная, д. 12) (1).

А «внутренности» НУИНУ снимали в памятнике авангарда - Дворце культуры ЗИЛ (ул. Восточная, д. 4, к. 1) (2). Когда в самом начале Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) ходит и развешивает буквы на стене, мы видим его фойе.

Потом герои неоднократно оказываются в разных частях здания, а в самом конце в актовом зале проходит празднование Нового года с ёлкой и танцами. ДК ЗИЛ построен в 1930-е гг. звёздами архитектурного авангарда братьями Весниными в пролетарском районе для сотрудников завода им. Сталина - тогда ЗИЛ назывался так. Эстетика авангарда - это абсолютный минимализм. Но ДК ЗИЛ как раз накануне съёмок «Чародеев» пережил капитальный ремонт. Изнутри его «одели» по моде брежневских времён: огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Всё это мы и видим в фильме. Сегодня зданию возвращают историческое внутреннее убранство. Таких клубов в столице в 1920-1­930-е гг. построили о­громное количество. Но ДК ЗИЛ - один из немногих, который и в XXI в. продолжает работать именно как клуб. Там замечательный лекторий, проводятся экскурсии, работает очень много кружков и секций, шикарная библиотека.

Все, конечно, помнят коридоры, по которым блуждает гость с юга (Семён Фарада), приехавший за волшебной палочкой. Фарада причитает: «Кто так строит, а? Кто так строит?», «Лю-ю-юди, ау!» Увидев следы, гость с юга радуется: «Здесь прошли люди! Здесь прошли люди... Люди... Я их найду!» Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино». Кто там бывал, знает - новичку действительно трудно разобраться (ул. Академика Королёва, д. 12) (3). В фильме нам показана и инфографика «Останкино» - всевозможные указатели, таблички, дизайн которых тоже разрабатывался к Олимпиаде-80.

Забавно, но фразу «Кто так строит?» Семён Фарада сам предложил режиссёру - после того как однажды заблудился в «Останкино» и не сразу смог найти съёмочную группу «Чародеев».

Как душили Алёну

Красивую сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу под песню «Три белых коня» снимали на аллеях московского Ботанического сада. А в сценах, где Сатанеев на коленях признаётся Алёне Игоревне в любви, мы видим уже во всей красе оранжерею Ботанического сада (ул. Ботаническая, д. 4, стр. 2) (4).

Это в фильме герой Гафта влюблён в героиню Яковлевой, а в жизни между актёрами отношения были ужасные. На роль научного сотрудника института НУИНУ Алёны, на которую начальница Кира Анатольевна Шемаханская (Екатерина Васильева) из ревности к замдиректора по науке Ивану Степановичу Киврину (Валерий Золотухин) налагает заклятье «Зимнее сердце», пробовались Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Алфёрова. Но режиссёр Константин Бромберг выбрал Александру Яковлеву - в ней была чертовщинка. Александру Абдулову, который играл возлюбленного Алёны Ивана Сергеевича Пухова, Яковлева понравилась. Чего не скажешь о Сатанееве - Валентине Гафте. Гримировалась актриса по три часа, осветителям доставалось за «неправильно» выставленный свет. Вся съёмочная группа простаивала, ожидая Алёнушку. Но главное - Гафт, будучи перфекционистом, не выносит, когда партнёры не помнят текста. А из-за Яковлевой дубли приходилось пере­снимать вновь и вновь. В итоге, когда Александ­ра Яковлева опять перепутала текст, Гафт, не выходя из образа Сатанеева, схватил артистку за шею и стал душить. Вся съёмочная группа оцепенела... Потом Валентин И­осифович заявил: «Я с ней работать не буду». Гафта еле-еле убедили остаться в картине, пообещав, что теперь он будет сниматься отдельно от Яковлевой. Монолог любви Сатанеев в итоге наговаривал, глядя на второго режиссёра Юлию Константинову, а потом во время монтажа к этим кадрам «подклеивали» Алёну Игоревну.

«Хам!» и «Ура!»

Проблемы были и с главным героем. Режиссёр видел в роли сотрудника фабрики музыкальных инструментов Ивана Сергеевича Пухова секс-символа тех лет Александра Абдулова. Однако руковод­ство Центрального телевидения Бромбергу отказало - у Абдулова в прошлом был роман с американкой, которую считали шпионкой. На главную роль чиновники навязали ему «усатого няня» Сергея Проханова, которому после брака с внучкой маршала везде был «зелёный свет». Но режиссёр схитрил - снимал Проханова со спины, а сам в это время добивался разрешения на Абдулова. В фильме есть сцены, где Иванушка снят сзади, - это те самые кадры с Прохановым. Когда кандидатуру Александра Абдулова удалось согласовать, выяснилось: актёр снимается в четырёх фильмах параллельно и «Чародеи» станет пятым. Абдулов заявил, что сниматься может только ночью. Режиссёр согласился.

Все, конечно, помнят забавную песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел», которую пели сотрудники НУИНУ Ковров (Эммануил Виторган) и Брыль (Михаил Светин), одевая Иванушку перед встречей с Алёнушкой. Так вот, костюмчик этот не простой, а в стиле диско. Белый костюм и чёрная рубашка Абдулова полностью повторяли наряд звезды танцпола Тони Манеро в исполнении Джона Траволты в музыкальном фильме 1977 г. «Лихорадка субботнего вечера». После долгих обсуждений цензура разрешила главному герою «Чародеев» быть одетым, как американская звезда.

А вот говорящего кота цензоры не пощадили, не пропустив едкие замечания Василия, - оставили ему только два слова: «Хам!» и «Ура!» Из-за этого был очень расстроен Георгий Вицин, озвучивавший кота.

Ну а заканчивается фильм хеппи-эндом - Алёнушка расколдована, любовь торжествует, весь НУИНУ дружно празднует Новый год.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх