Белоус един во многих лицах: выпускник футбольной СДЮСШОР, обладатель диплома медицинского вуза, профессиональный реабилитолог, бывший генеральный директор ФК «Торпедо-ЗИЛ», бывший президент ФК «Москва», президент Высшей школы футбольного менеджмента, успешный бизнесмен, организатор великого множества самых разнообразных футбольных ивентов.
..О футболе он знает если не все, то почти все.
«А потом начали кашлять, буксанули и заглохли»
Константин Столбовский, АиФ.ru: Футбол России так устроен, что можно посвятить ему всю жизнь, но не разобраться в сути вещей. Это из личного опыта. А вот что вытекает из опыта общения с людьми, которые его делают. На вопрос «Почему российские футболисты неважно исполняют свою работу и получают за это огромные деньги?» ответ, если суммировать мнения, звучит странно: «Так сложилась система». Дальше этого уровня продвинуться не получается. Кто же сложил ее, эту систему? Кто изобрел кривое зеркало российского футбола?
Юрий Белоус: Чтобы приблизится к пониманию проблемы, на нее нужно смотреть гораздо шире.
— С исторических, я так понимаю, позиций.
— Да, с учетом некоторых фактов нашей истории. Обязательно. Потому что в футболе, как в зеркале, отражаются все наши социально-экономические проблемы.
Давайте вспомним, что самые серьезные успехи отечественного футбола выпали на 1988 год, когда мы победили на Олимпиаде и играли в финале чемпионата Европы. У нас была великая страна, и футбол, что бы сейчас про него ни говорили, у нас тоже был великий. Мы делали его вместе: русские, украинцы, грузины, армяне, прибалты — все! А потом случился глобальный коллапс, и страны не стало. Обломки империи — это не только разрушенная экономика и разорванные социальные связи. Это еще и стадионы, ставшие базарами. Это опустевшие, разрушенные спортшколы. Это высочайшего уровня спецы, вынужденные заниматься шоп-туризмом. Это потерянные поколения талантливых мальчишек, которым вдруг стало негде, не с кем и незачем играть в футбол...
Какое-то время мы продолжали ехать на старом топливе, а потом начали кашлять, буксанули и заглохли. Рождение футбольного таланта стало делом случая — все равно что золотой самородок на дороге найти. Чтобы вернуться к жизни, понадобилось много времени.
— Хотите сказать, что сегодня все у нас снова хорошо?
— Нет, у нас по-прежнему много проблем, но футбольная отрасль опять работает. И не только за счет государственного финансирования и внедрения программ развития. В России все больше глобальных частных инициатив — один только пример Сергея Галицкого, который выстроил в Краснодаре потрясающую академию и великолепный стадион, чего стоит!
— Тоже, кстати, интересный вопрос: такого рода инвестиции — они для бизнеса или для души?
— Наверное, у каждого отдельного случая своя мораль. Когда у Джека Ма, босса китайского гиганта интернет-торговли «Алибаба», спросили, зачем он отдал 800 миллионов долларов за клуб «Гуанчжоу Эвергранд» — они ведь никогда не вернутся, эти миллионы, — он ответил: «Я вложил деньги в эмоции и в радость».
Да, футбол — серьезный бизнес в мировых масштабах, и я никого не хочу обижать, но многие бы за пределами бизнес-сообщества знали о существовании Галицкого без его «Краснодара»? Или Леонида Федуна, если бы он не стал владельцем футбольного клуба «Спартак»? Какие позиции в истеблишменте занимал бы Роман Абрамович, не купи он «Челси»? Дмитрий Рыболовлев и «Монако» — еще одна история в тему. Ряд можно без труда продолжить.
«Мы не имеем права прошляпить наследие»
— То есть Сергей Галицкий, Леонид Федун, Евгений Гинер и многие другие состоятельные люди — все они инвестируют в радость, не думая о бизнесе?
— Футбол — еще и универсальный коммуникативный ключ. Это контакты, связи, возможности, которые можно реализовать в других областях деятельности. Но при этом, повторяю, футбол есть зеркальное отражение процессов, которыми живет общество. Говоря о российском футболе, мы очень часто бываем необъективны. Мы постоянно ищем сравнений с лучшими его образцами, с идеальными воплощениями. На Англию киваем, например. А в Англии хороший, правильный болельщик — тот, кто каждый год тратит фунтов эдак 500 только на футболки. Минимальная цена на билет в Европе — 40-50 евро. Каждый матч пополняет клубную кассу на серьезные деньги, от 3 до 10 миллионов евро, топовые игры дают в разы больше.
В российских экономических реалиях немножко другие ориентиры. У нас за весь сезон клуб не соберет столько денег, сколько в Испании, Италии или Англии даст один хороший матч. Когда ЦСКА выиграл в 2005-м Кубок УЕФА, был достигнут пик продаж по «сувенирке» — насколько я знаю, порядка 250-300 тысяч долларов по итогам года.
Все это говорит о том, что наш народ пока не готов стабильно платить за футбол. Ни за походы на него, ни за просмотры. Поэтому у нас все клубы — по определению убыточные, а вид спорта в своем развитии опирается не на экономические законы, а на просьбы, обязательства или, в самом лучшем случае, на энтузиазм отдельных людей. Тот же Галицкий, можно представить, вкладывая в развитие краснодарского футбола не только деньги, но и душу, укрепляет свой профильный бизнес. Но он в любом случае уже сам себе памятник воздвиг. Галицкий — уникальный филантроп. Он любит футбол не напоказ, а всей душой, и у него многое получается. Было бы, конечно, куда справедливее, если бы его «Краснодар» за это время достиг более высоких результатов...
— ...чтобы не потерять интерес к футбольным инвестициям, как потеряли его в свое время Федорычев, Прохоров, Керимов?
— Ну, это совсем другая история. Говоря о том, что футбольная отрасль сейчас снова работает, я как раз это и имею в виду: в наш футбол пришли люди, готовые играть вдолгую. Они знают, как правильно расставить приоритеты, и прекрасно понимают, что первостепенная задача серьезного инвестора — правильная организация подготовки юных футболистов. И второе — грамотная интеграция талантливой молодежи во взрослый футбол.
Проблемам много-много лет, и это очень это сложные процессы. Сколько талантов мы потеряли и продолжаем терять на переломе, когда футболистам исполняется по 17-18! Я общаюсь с тренерами, которые работают с молодежью, — Бушмановым, Радимовым, Гришиным, со многими другими ребятами, знающими толк в тренерской профессии. Всех эта проблема напрягает: наша молодежь чаще всего проигрывает конкуренцию и сверстникам из-за рубежа, и легионерам, которых привозят из-за рубежа.
— Однако же в этом сезоне РФПЛ во многих клубах словно бы по заказу здорово заиграли молодые россияне: в ЦСКА, «Локомотиве», «Краснодаре»...
— Да, это и есть один из главных признаков общего оживления по отрасли, о котором я говорю. Верю, что это не случайный всплеск. И вообще я, честно говоря, далек от пессимистических настроений. Особенно сейчас, когда приближается грандиозное, невероятное историческое событие — чемпионат мира-2018. Эти слова несколько затерлись от частого употребления, но ведь правда же: чемпионат мира даст гигантский стимул развитию футбола в России. Мы обязаны совершить скачок, мы просто не имеем права прошляпить такое наследие.
И страну нашу чемпионат мира презентует всему миру так, как никому и не снилось. Прекрасно помню, в каком потрясении уезжали гости России из олимпийского Сочи. Сочи всю планету непрерывным двухнедельным счастьем одарил, и так жаль, честное слово, что последующие события и связанная с ними истерия до сих пор искажают восприятие праздника. И на чемпионате мира по футболу отражаются, кстати. Ведь еще совсем недавно полной уверенности в том, что он состоится именно в России, не было...
— Знаю серьезных людей, которые до сих пор в сомнениях.
— Ну нет, тема закрыта: меньше чем через месяц, 1 декабря, в Кремле состоится церемония жеребьевки финальной части. Я знаю, как, на каком уровне идет подготовка, какие флаги и какие люди будут в гости к нам. Надеюсь, многие из них заглянут на выставку «Футбол Маркет», которая открывается накануне, 30 ноября.
«Футбол Маркет» — ровесник века
— Специально дату подгадали?
— Конечно. Договорились с Виталием Леонтьевичем Мутко, чтобы наше мероприятие прошло именно в эти сроки. Выгода обоюдная, на мой взгляд.
— Ваш «Футбол Маркет» — почти ровесник века. Что это за история с точки зрения организатора — бизнес или благотворительность? Вы о судьбах русского футбола печетесь или зарабатываете деньги?
— Выставке 15 лет, и каждый раз мы в этом смысле ставим перед собой совершенно земные задачи: окупим траты на организацию — отлично, будем довольны. Серьезных денег на «ФМ» точно не зарабатываем. Для меня это очень важный имиджевый проект, для российского футбола — надеюсь, полезный именно с практической точки зрения.
— «Футбол Маркет» еще и креативом всегда отличался: что-нибудь особенное да придумаете. Что на это раз?
— Программа выставки и система встроенных в ее формат конференций очень насыщенная, перечислять направления, темы, фамилии спикеров просто нерационально. Будем говорить обо всем — о спортивном праве и селекции, о правильной структуре бюджетов и концепциях развития клубов, о студенческом футболе и киберспорте, о психологии и благотворительности, об инновациях и образовательных программах для менеджеров. Креатив? Проведем, например, художественный конкурс «Футбол в искусстве» с последующим благотворительным аукционом...
Свежие комментарии