Раньше спортивные автомобили по высоте клиренса мало отличались от гражданских машин. Немецкие «Серебряные стрелы» в 30-х годах прошлого века или итальянские Альфа-Ромео представляли из себя сигары с открытыми колесами и покатым полукруглым днищем. Аэродинамика машины в те времена расчитывалась по-самолетному и брала за основу обтекаемость кузова, а не его прижимную силу.
Из кузова пытались сделать фюзеляж самолета, а не крыло, как сейчас.Антикрылья и открытые колеса
Однако в 50-е годы произошел пересмотр конструкции спортивных болиов. Начались эксперименты с антикрыльями. Инженеры ставили антикрылья сзади и спереди кузова для увеличения прижимной силы к поверхности. Возросла скорость прохождения поворотов. Поэтому машины вытянулись и расширились, из-за чего росло лобовое сопротивление. Для его преодоления тратилось топливо. Однако клиренс все равно считался вторичным и занижался не из-за аэродинамики, а из-за расположения центра масс. Чем ниже этот центр масс, тем меньше нагружается подвеска и колеса при боковых перегрузках. Тем самым, спортивный болид оказывается более устойчивым и лучше управляется.
Поэтому место водителя и мотор старались делать максимально низко к земле, а колеса выносили по сторонам без защитных крыльев для снижения аэродинамического сопротивления.
Торжество низкого клиренса
Однако в 70-е годы спортивные автомобили принципиально изменились. Был открыт так называемый Граунд-эффект (Ground effect), то есть прижимная сила, возникающая вблизи земли. Искусственное замедление проходящего под днищем воздуха создает область разряженного давления, из-за чего возникает прижимная сила.
Английский инженер Колин Чапмен догадался, что если днище автомобиля превратить в антикрыло, то по физическому закону Вентури машина начнет «присасываться» к дороге. Он предложил для спортивной команды Lotus новый проект болида Формулы 1 и получив поддержку, выпустил на гонки 1978 года первый болид Формулы 1 с Граунд-эффектом.
Эффектная миниюбка
Lotus-78 выглядел очень необычно. Он не имел привычных антикрыльев, зато располагал широким днищем, спрятанными в корпус колесами и короткой «мини-юбкой». Полоски плотного резино-тканевого материала шли по периметру машины и закрывали нижнюю часть от попадания набегающих потоков воздуха.
Колин Чапмен построил машину со сложной конфигурацией днища, с несколькими воздуховодами, распределяющими воздух. В итоге, Lotus-78 стал буквально прилипать к земле. Автомобиль мог проходить повороты с гораздо большей скоростью чем конкуренты и заметно выделялся в соревнованиях Формулы 1. Lotus-78 выиграл 5 этапов в сезоне 1978 года и два на следующий год. Столь яркий технологический прорыв одной из команд вызвал споры и возмущения других участников гонок. Инженеры принялись сооружать подобные машины, что неминуемо бы привело к росту скоростей и аварийности, чего не желала Международная автомобильная федерация FIA.
В итоге, уже в 1980 году были внесены ограничения по использованию граунд-эффекта. В 1981 году он был фактически запрещен, а в 1983 году вышло предписание делать на всех болидах Формулы 1 только плоское днище. В тот же год FIA закрепила за спортивными машинами минимальный клиренс в 80 мм, который не позволяет добиться эффекта прилипания. Между тем, некоторые элементы аэрожинамических технологий из 80-х годов присутствуют в автоспорте. Передние рассекатели на Формулах 1 отводят поток в стороны, а задний диффузер разрежает воздух на выходе, что немного придавливает машину к земле.
Граунд-эффект ушел из автоспорта, однако подражатели остались. Многие кустарно изготовленые пакеты тюнинга предполагают подпиливание пружин и занижение машины. Получается эффектно и красиво, однако игра с клиренсом не имеет уже никакого смысла. Плоское днище не позволяет добиться увеличения прижимной силы. Не помогут накладки на бамперы и спортивные диффузоры на корме. Заниженная подвеска и жеские пружины, конечно снижают центр тяжести, однако в общей аэродинамике и управляемости машины такое снижение имеет лишь крайне небольшой эффект.
Свежие комментарии