На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 300 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Соболезнуем,инстинкт сработал!Леопард убил рабо...
  • Eduard
    Поздравляем...лопушка!Менеджер из Татар...
  • Eduard
    Понятно,что они кем угодно прикинутся,цель одна СМС коды или другие данные,карт например!Менеджер из Татар...

Почему спортивные машины делают низкими?

Раньше спортивные автомобили по высоте клиренса мало отличались от гражданских машин. Немецкие «Серебряные стрелы» в 30-х годах прошлого века или итальянские Альфа-Ромео представляли из себя сигары с открытыми колесами и покатым полукруглым днищем. Аэродинамика машины в те времена расчитывалась по-самолетному и брала за основу обтекаемость кузова, а не его прижимную силу.

Из кузова пытались сделать фюзеляж самолета, а не крыло, как сейчас.

Антикрылья и открытые колеса

Однако в 50-е годы произошел пересмотр конструкции спортивных болиов. Начались эксперименты с антикрыльями. Инженеры ставили антикрылья сзади и спереди кузова для увеличения прижимной силы к поверхности. Возросла скорость прохождения поворотов. Поэтому машины вытянулись и расширились, из-за чего росло лобовое сопротивление. Для его преодоления тратилось топливо. Однако клиренс все равно считался вторичным и занижался не из-за аэродинамики, а из-за расположения центра масс. Чем ниже этот центр масс, тем меньше нагружается подвеска и колеса при боковых перегрузках. Тем самым, спортивный болид оказывается более устойчивым и лучше управляется.

Поэтому место водителя и мотор старались делать максимально низко к земле, а колеса выносили по сторонам без защитных крыльев для снижения аэродинамического сопротивления.

Торжество низкого клиренса

Однако в 70-е годы спортивные автомобили принципиально изменились. Был открыт так называемый Граунд-эффект (Ground effect), то есть прижимная сила, возникающая вблизи земли. Искусственное замедление проходящего под днищем воздуха создает область разряженного давления, из-за чего возникает прижимная сила.

Английский инженер Колин Чапмен догадался, что если днище автомобиля превратить в антикрыло, то по физическому закону Вентури машина начнет «присасываться» к дороге. Он предложил для спортивной команды Lotus новый проект болида Формулы 1 и получив поддержку, выпустил на гонки 1978 года первый болид Формулы 1 с Граунд-эффектом.

Эффектная миниюбка

Lotus-78 выглядел очень необычно. Он не имел привычных антикрыльев, зато располагал широким днищем, спрятанными в корпус колесами и короткой «мини-юбкой». Полоски плотного резино-тканевого материала шли по периметру машины и закрывали нижнюю часть от попадания набегающих потоков воздуха.

Колин Чапмен построил машину со сложной конфигурацией днища, с несколькими воздуховодами, распределяющими воздух. В итоге, Lotus-78 стал буквально прилипать к земле. Автомобиль мог проходить повороты с гораздо большей скоростью чем конкуренты и заметно выделялся в соревнованиях Формулы 1. Lotus-78 выиграл 5 этапов в сезоне 1978 года и два на следующий год. Столь яркий технологический прорыв одной из команд вызвал споры и возмущения других участников гонок. Инженеры принялись сооружать подобные машины, что неминуемо бы привело к росту скоростей и аварийности, чего не желала Международная автомобильная федерация FIA.

В итоге, уже в 1980 году были внесены ограничения по использованию граунд-эффекта. В 1981 году он был фактически запрещен, а в 1983 году вышло предписание делать на всех болидах Формулы 1 только плоское днище. В тот же год FIA закрепила за спортивными машинами минимальный клиренс в 80 мм, который не позволяет добиться эффекта прилипания. Между тем, некоторые элементы аэрожинамических технологий из 80-х годов присутствуют в автоспорте. Передние рассекатели на Формулах 1 отводят поток в стороны, а задний диффузер разрежает воздух на выходе, что немного придавливает машину к земле.

Граунд-эффект ушел из автоспорта, однако подражатели остались. Многие кустарно изготовленые пакеты тюнинга предполагают подпиливание пружин и занижение машины. Получается эффектно и красиво, однако игра с клиренсом не имеет уже никакого смысла. Плоское днище не позволяет добиться увеличения прижимной силы. Не помогут накладки на бамперы и спортивные диффузоры на корме. Заниженная подвеска и жеские пружины, конечно снижают центр тяжести, однако в общей аэродинамике и управляемости машины такое снижение имеет лишь крайне небольшой эффект.

Ссылка на первоисточник
наверх