Еще в глубокой древности властители первых государств пришли к выводу, что территориальные и имущественные конфликты с соседям можно решать при помощи грубой силы специально нанятых для этого людей. Наемные армии сыграли значительную роль в истории, однако со временем выяснилось, что по своими возможностям и моральной устойчивости они уступают регулярным войскам.
Это, однако, не привело к полному исчезновению института военного наемничества, а всего лишь вызвало его трансформацию.
Имя им — Легион
В 1831 году французский король Луи-Филипп I стоял перед необходимостью решения двух сложных задач. Во-первых, монарху, намеревавшемуся начать колонизацию Алжира, необходимо было иметь под рукой мощную военную силу, которая в течение длительного времени будет действовать вдали от Франции. Во-вторых, Франция в тот момент стала прибежищем для большого числа малообеспеченных иностранцев, которые серьезно обостряли внутреннюю ситуацию в стране.
Луи-Филипп I решением о создании Иностранного Легиона — нашел военную силу для покорения Алжира, отправив подальше отчаянных и готовых на все иммигрантов. Служба в Иностранном Легионе прельщала не только хорошим жалованием, но и возможностью получить французское гражданство. Король, утверждая закон о Легионе, особо подчеркнул, что использоваться он может только за пределами континентальной Франции.
За без малого два века своего существования Французский Иностранный Легион стал одним из самых известных и эффективных подразделений мира, который отлично зарекомендовал себя во время мировых войн и локальных конфликтов.
Фирма полковника Стерлинга
Дальнейшая трансформация идеи военного наемничества во второй половине XX века привела к созданию первой современной частной военной компании. Ее основателем стал полковник британской армии Дэвид Стерлинг, ранее создавший английское спецподразделение SAS.
Первая частная военная компания, основанная в 1967 году, получила название «Watchguard International». Главной сферой деятельности компании Стерлинга стала подготовка различных силовых структур в странах Ближнего Востока и Африки.
Идея создания професионального военного формирования, не связанного напрямую с правительством, оказалась чрезвычайно удачной, и стала стремительно развиваться.
В 1974 году частная военная компания «Vinnell Corp.», принадлежавшая американскому военно-промышленному концерну «Northrop Grumman», получила от правительства США контракт на 50 миллионов долларов. Сделка была напрямую связана с углеводородами — в задачу «Vinnell Corp.» входили защита нефтяных месторождений в Саудовской Аравии, а также военная подготовка бойцов Национальной гвардии этого государства.
Ничего личного, только бизнес
Количество частных военных компаний постоянно росло. Задачи, которые перед ними ставились, были разнообразными — обеспечение безопасности месторождений полезных ископаемых, транспортировка грузов в опасных регионах планеты, защита правительства в той или иной стране, либо, наоборот, участие в подготовке и осуществлении государственного переворота.
Например, в Африке в 1970-х годах частные военные компании стран Запада и ЮАР действовали против правительственных сил государств, ориентировавшихся на Москву. В частности, речь идет о компании «Security advisory services», чьи сотрудники принимали участие в войне против правительства Анголы.
В начале 1990-х, после распада СССР, ситуация изменилась кардинально. Ангола выразила заинтересованность в участии в разработке ее нефтяных месторождений западных компаний, чему мешали боевики группировки УНИТА. Тогда канадская нефтяная компания Ranger Oil наняла частную военную компанию Executive Outcomes (ЕО) для восстановления правительственного контроля над нефтепромыслами.
Интересно, что частники из ЮАР, действовавшие во взаимодействии с ангольскими военными, за несколько лет до этого принимали участие в борьбе против властей Анголы. Но времена меняются, и Executive Outcomes успешно решила задачу.
Как ЧВК готовили операции против Сербской Краины и Южной Осетии
Уже в начале 1990-х годов счет частных военных компаний шел уже на десятки. Со временем стала проявляться характерная тенденция — правительства ряда государств стали использовать частные военные компании как инструмент осуществления своей политики там, где, по тем или иным причинам, демонстрация национального флага была нежелательной.
Так, например, в 1994 году власти США осуществляли подготовку армии Хорватии не напрямую, а через компанию Military Professional Resources Inc. Ее специалисты не только обучали хорватских военных, но и осуществляли сбор информации разведывательного характера о сербских силах. Итогом этого сотрудничества стало уничтожение республики Сербская Краина — образования, созданного хорватскими сербами.
Накануне войны 2008 года в Южной Осетии подготовкой грузинской армии занимали специалисты израильских частных военных компаний «Defensive Shield» и «Global Comprehensive Security Transformation» («Global CST»), консультанты американской частной военной компании «Cubic» и военных инструктора двух американских частных военных компаний: уже упоминавшейся «MPRI» и «American Systems».
Blackwater
Широкую известность в мире получила компания Blackwater, ныне носящая название Academi. Специалисты компании принимали участие в военных операциях в Афганистане и Ираке, где выполняли, как вспомогательные функции, так и проводили наиболее рискованные операции, в которых, по разным причинам, не могли быть задействованы регулярные подразделения армии США.
В Ираке Blackwater выступала как подрячик правительства США. Сотрудников компании обвиняли в контрабанде оружия, пытках и убийствах мирных иракцев. Однако, в конечном итоге, компания не прекратила свою деятельность, а лишь сменила вывеску.
Интересно, что специалисты Blackwater получали заказы и на территории США. После урагана «Катрина» ее сотрудники обеспечивали охрану государственных учреждений от мародеров. За эти услуги правительство США выплачивало компании по 240 000 долларов в день.
Далеко не всегда «частники» действуют шумно и громко. Например, если о международной операции против сомалийских пиратов на море хорошо известно, то о работе частных военных компаний на побережье Сомали знают только те, кто глубоко погружался в изучение вопроса. Между тем, именно действия специалистов частных военных компаний значительно снизили активность пиратов.
Свежие комментарии