Власти постмайданной Украины демонстрируют невероятное умение ссориться с другими странами. Самое удивительное, что Киев находит повод для конфликт даже с теми, кто проявляет по отношению к Украине теплые чувства.
МиГ-21: немецкое «наследство» на службе Хорватии
До последнего времени в украино-хорватских отношениях царила настоящая идиллия.
Власти Хорватии выражали заинтересованность в развитии связей с Украиной, а украинские политики с воодушевлением говорили о том, что проблему Донбасса нужно решить также, как Загреб в свое время разобрался с Сербской Краиной — то есть военным путем.Но сейчас власти Хорватии выражают Киеву свое крайнее неудовольствие. Поводом для скандала стала история, связанная с ремонтом самолетов МиГ-21 ВВС Хорватии.
Лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21 был разработан в ОКБ Микояна и Гуревича еще в середине 1950-х годов. Машина оказалась надежной, эффективной, пережила целый ряд модификаций, и до сих пор стоит на вооружении целого ряда государств.
ВВС Хорватии свои первые три МиГ-21 получили в период распада Югославии, когда они были попросту угнаны с аэродромов.
Затем Хорватия приобрела у Германии 20 МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ. Эти самолеты ранее находились на вооружении ВВС ГДР, и объединенная Германия охотно продавала социалистическое наследство.
«Качество товаров и услуг удовлетворяет наших партнеров из ЕС и НАТО»
Надежные, но устаревшие машины власти Хорватии периодически отправляют на модернизацию. И в 2013 году тендер на эти работы выиграло украинское предприятие «Укрспецэкспорт».
По условия контракта, украинская сторона обязалась модернизировать 7 МиГ-21 «для ВВС тактической авиации ПВО Республики Хорватия», а также поставить «еще пять отремонтированных МиГ-21, которые являются собственностью ГП «Одессавиаремсервис».
Стоимость контракта тогда оценивалась в 10,5 миллионов евро. Гендиректор «Укрспецэкспорта» Дмитрий Перегудов в 2013 году заявлял, что успех украинских оружейников в Хорватии продемонстрировал — Украина прочно удерживает свои позиции значимого игрока на рынке вооружений.
«Качество и стоимость товаров и услуг военного назначения, предоставляемых ГК "Укроборонпром" и ГК "Укрспецэкспорт", удовлетворяет наших партнеров из ЕС и НАТО. Украина и далее намерена развивать военно-техническое сотрудничество с европейскими государствами. Благодаря высокому потенциалу отечественного ОПК, наши позиции не смогла пошатнуть даже массированная пропагандистская кампания конкурентов», — цитировало Перегудова агентство «Интерфакс-Украина».
«Наши МиГи фальшивые»
Менее чем через год после подписания контракта на Украине произошел государственный переворот, однако контракт с Хорватией оставался в силе.
К июлю 2015 года 7 модернизированных и 5 купленных МиГ-21 были поставлены в Хорватию. По контракту, самолеты должны были прослужить еще 10 лет.
Однако проблемы с самолетами начались почти сразу. К весне 2016-го они достигли таких масштабов, что об этом стали открыто писать в хорватских СМИ, а военная полиция Хорватии начала проверку всех обстоятельств, связанных с соглашением.
Хорватская газета «Ютарни лист» писала без обиняков: «Наши МИГи фальшивые. Военная полиция в связи с большим обманом начала детальное расследование».
Как выяснилось, уже через восемь месяцев после поступления самолетов в Хорватию из 12 машин в строю осталось только три.
По признанию хорватских летчиков, из истребителей текло масло, протекали топливные баки, отказывали бортовые навигационные системы. Один из отказов в полете едва не погубил экипаж — лишь благодаря своему опыту и мастерству пилоты сумели посадить неисправный МиГ.
Как сообщает «Ютарни лист», в ходе расследования хорватские эксперты усомнились в том, что отправленные на Украину МиГи вообще ремонтировали. Судя по всему, на Украине просто оформили документацию и немного обновили внешний вид машин, не тронув «начинку».
Как превратить болгарский металлолом в боевые истребители
Но еще веселее оказалась история, связанная с МиГ-21, купленными у Украины. Четыре из пяти самолетов вышли из строя практически сразу. Когда хорватские следователи стали выяснять, что не так с истребителями, то оказалось, что украинская фирма приобрела их в Болгарии. Списанные МиГ-21, которые последние пять лет провели буквально на свалке, были куплены украинцами «на запчасти». При этом отличились и болгары — в их отчете, направленном в НАТО, проданные МиГи значились как «утилизированные».
Привезенный на Украину болгарский авиаметаллолом творчески доработали — перебили номера на агрегатах, составили фальшивую документацию, после чего торжественно вручили ВВС Хорватии.
Кстати, по мнению хорватских специалистов, два двигателя и многие агрегаты, установленные на самолеты, не имеют отношения к болгарским МиГ-21 — кажется, мастера «Укрспецэкспорта» провели «шопинг» по всем авиационным свалкам планеты.
«Создали угрозу для жизни хорватских летчиков»
В Хорватии происшедшее называют «крупнейшим скандалом в истории хорватской армии».
Министр обороны Степан Полторак, недавно прибывший в Загреб с официальным визитом, услышал от хорватской стороны много нелицеприятных слов, и был вынужден признать, что договор был «не совсем выполнен» с «ущербом для хорватской стороны». По последним сведениям, в рамках контракта Хорватия выплатила Украине 22 миллиона долларов.
Сейчас Минобороны Хорватии отправило в Киев ноту с требованием заменить истребители. На сей раз, разумеется, за счет Украины.
Как пишут журналисты «Ютарни лист», украинское предприятие совершило преступные действия, «создав угрозу для жизни хорватских летчиков, а также разрушив боеготовность страны — члена НАТО».
После это становится очевидным, почему ни в НАТО, ни ЕС не горят желанием видеть Украину в своих рядах. Уж слишком особым путем Киев пытается попасть в Европу.
Свежие комментарии