Исследователи из Национального управления океанических и атмосферных исследований (США) сообщают о сильном дрейфе северного магнитного полюса Земли. Он смещается из Канады в сторону Сибири. Чем это опасно?
Большую часть ХХ века северный магнитный полюс находился в Канадском архипелаге и медленно (со скоростью 10 км в год) двигался в сторону географического Северного полюса.
В конце 1990-х геофизики обратили внимание на его ускорение. Теперь скорость дрейфа достигла 55 км в год. Согласно расчётам, к 2050 году магнитный полюс пересечёт Северный Ледовитый океан и достигнет российского архипелага Северная Земля.«На самом деле пока непонятно, как полюс будет двигаться дальше. Но то, где он будет находиться, очень важно, — прокомментировал ситуацию директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН Владимир Кузнецов. — В окрестностях магнитных полюсов обычно наблюдаются самые мощные геомагнитные возмущения — бури. Магнитные силовые линии входят в Землю вертикально, и вдоль этих линий движутся энергичные частицы, прилетающие из космоса. Там создаётся область повышенной магнитной возмущённости и радиации. Таким образом, возникает угроза самолётам, маршруты которых пролегают через полярные зоны. Их экипажи и пассажиры рискуют получить повышенную дозу радиации.
Опасность возникает и для космических аппаратов. Орбиты спутников и МКС рассчитываются, исходя из структуры магнитного поля Земли — так, чтобы они не попадали в зоны, где радиоактивный фон повышен. Если перемещение полюса будет значительным, орбиты придётся корректировать. Энергичные частицы способны выводить спутники из строя. А электроны могут «застревать» в спутниках и заряжать их отрицательным зарядом, что вызывает пробои. Кроме того, во время геомагнитных бурь атмосфера «разбухает» и начинает тормозить спутники и МКС. А это чревато их падением.
Наконец, перемещение северного магнитного полюса может повлиять на навигацию и обеспечение безопасности кораблей и самолётов. Когда сигнал GPS идёт от спутника до потребителя (корабля, самолёта, вашего смартфона) он пересекает ионосферу. И если она возбуждена, турбулентность значительно рассеивает этот сигнал. Ошибка в навигации может достигать 100 метров! Представляете, чем это грозит самолётам, которые садятся в туман? Такая ошибка для них будет роковой.
Космическая погода в наше время влияет и на наземное оборудование. В марте 1989 года сильнейшая геомагнитная буря на 9 часов выключила энергосистему канадской провинции Квебек. Наведённые токи просто выжигают всю сеть.
Поэтому за перемещением северного магнитного полюса нужно внимательно следить».
Свежие комментарии