На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 179 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    !!! Архистратиг Михаил и семь других высших духов – Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил –...Зеленский пожалов...
  • Сергей Карабухин
    !!! Архистратиг Михаил и семь других высших духов – Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил –...Зеленский пожалов...
  • Сергей Карабухин
    Гниду – судить и расстрелять вместе с его семьёй и вместе с его окружением! Да поможет Господь бог уничтожить Гниду! ...Зеленский пожалов...

Создание СССР и фашистские бомбы. 10 фактов о Большом театре

28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала губернскому прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.

За долгую историю театра в его здании много раз (1921, 1938, 1942–1943, 1958, 2011) проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные работы.

АиФ.ru собрал 10 интересных фактов о театре.

Петровский театр

Строить театр начали 26 февраля 1780 года. Здание располагалось рядом с Кузнецким мостом и выходило фасадом на Петровскую улицу, которая дала театру первое его название — Петровский. Первым представлением театра стал балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Яна Парадиза, который состоялся 30 декабря 1780 года. Само здание театра так и не было окончательно достроено из-за пожара.

Убытки, причиненные огнем, заставили князя Урусова передать все права своему компаньону англичанину Майклу Медоксу. Он закончил Оксфордский университет и приехал в Москву, чтобы преподавать математику наследнику престола, будущему императору Павлу I. В России Мэдокс увлекся театральным искусством и переквалифицировался в театрального антрепренера. Петровский театр Медокса простоял 25 лет. В 1805 году здание снова сгорело и потом перестраивалось неоднократно. Современное здание театра было построено в 1820–1824 годах архитектором Осипом Бове.

Императорский театр и коронация Александра II

В 1853 году театр вновь сильно пострадал от пожара, и в 1856 году он был перестроен главным архитектором императорских театров Альбертом Кавосом. Средств на восстановление театра было выделено недостаточно, но Кавос хотел закончить строительство театра к коронации Александра II. Всего за 16 месяцев здание, построенное Бове, было реконструировано в стиле классицизма.

Городской казне это приобретение обошлось в 900 000 рублей. Новый театр открылся 20 августа 1856 года оперой Беллини «Пуритане» и стал называться императорским Большим.

Академический театр

Революция 1917 года прекратила существование Императорского Большого театра. 2 марта 1917 года в расписании театра появилась запись: «Бескровная революция. Спектакля нет». После этого в марте в здании театра был открыт Государственный Большой театр. В 1919 году ему было присвоено звание академического. Первые годы после революции шла борьба за сохранение определённой части его репертуара. Идеологической критике подвергались оперные постановки и балет как «пережиток буржуазного прошлого».

12 декабря 1919 года состоялось заседание Совнаркома с рассмотрением вопроса «О закрытии театров в городе Москве в связи с топливным кризисом». Из воспоминаний П. Лепешинского:

«...Подползла проклятая зима 1919 г. Повсюду толки в Москве о топливном кризисе, о сыпняках... В зале большого Совнаркома царит тягостное настроение. Среди всеобщей унылой тишины представитель Малого Совнаркома т. Галкин делает доклад относительно спорного, не вызвавшего полного единогласия в Малом Совнаркоме вопроса об отоплении государственных театров... Он не скупится на жесткие, суровые слова, характеризуя московские центры сценического искусства как ненужные сейчас для рабоче-крестьянской республики. Чьи эстетические интересы и до сих пор обслуживают наши театры? Во всяком случае, не трудового народа... Все те же буржуазные оперы: «Кармен», «Травиата», «Евгений Онегин» и т. п. вещи. Ничего для народа, ничего для рабочих, ничего для красноармейцев. Уж лучше бы подмостки Большого театра были использованы для целей агитации и пропаганды... И хватит ли у нас решимости позволить бросать драгоценное топливо в прожорливые печи московских государственных театров для щекотанья нервов буржуазных барынь в бриллиантах, в то время лишняя отапливаемая этими дровами баня, быть может, спасет сотни рабочих от болезни и смерти...».

Решение о создании СССР

В здании театра проходили важнейшие заседания Советского правительства, съезды Коммунистической партии, заседания трудящихся Москвы. Первый съезд Советов СССР, проходивший в здании Большого театра, 30 декабря 1922 года принял историческое решение о создании многонационального социалистического государства — СССР. 28 декабря 1972 года, в дни празднования 50-летия создания Союза Советских Социалистических Республик на фасаде театра была открыта вторая мемориальная доска.

Акустика резонансной ели

Большой театр славится своей величиной и превосходной акустикой. В ХХ веке из-за многочисленных переделок в зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и ее восстановление стало одной из главных задач реставраторов. В историческом здании акустику во многом обеспечивали детали из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. В советское время некоторые элементы таких акустических панелей были заменены на тонкую фанеру.

Колесница Аполлона

Историческое здание театра украшает квадрига бога искусств Аполлона, созданная российским скульптором бароном Петром Клодтом. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига была существенно повреждена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены. Существенный вред скульптуре нанесла и краска. Композиция была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея для того, чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. В годы Второй мировой войны во время бомбардировок на Большой театр надевали большую защитную маскировку с изображением обычных домов.

Золотой занавес театра

Знаменитый «золотой» занавес, ставший одним из символов Большого театра, появился в 1955 году. Лицевая поверхность этого занавеса была выполнена в виде гобелена, сотканного из натуральных материалов с золотой и шелковой нитью. Общая площадь занавеса составляла почти пятьсот квадратных метров, а весил он более тонны. В девяностых годах ХХ века был создан еще один занавес. Звезду и колосья заменил новый герб страны — двуглавый орел, а вместо аббревиатуры «СССР» появилась надпись «Россия». После реставрации в 2011 году ткань занавеса заменили на натуральный шелк, каждая нить в котором соединена с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие.

Новая сцена театра

29 ноября 2002 года в Большом театре открылась Новая сцена. Первым спектаклем, который смогли увидеть зрители в новом зале, стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. Здание театра строилось с 1995 года по 2002 год на месте исторических многоквартирных домов. Во время реконструкции основной сцены в нем исполнялся весь оперный и балетный репертуар Большого театра. В настоящее время на Новой сцене идут спектакли из репертуара Большого театра, проводятся гастроли российских и зарубежных театральных коллективов.

Подземный концертный зал

На протяжении ХХ века капитально здание Большого театра не реконструировали, проводились лишь ремонтно-восстановительные работы. Последняя реконструкция Большого театра закончилась относительно недавно, 28 октября 2011 года. Она продолжалась шесть лет и обошлась в сумму 700 млн долларов. До начала работ площадь основного здания составляла 30 366 кв.м. После реконструкции она была увеличена на 42 454 кв. м и теперь составляет 72 820 кв.м. У театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью.

Труппа Большого театра

Самая первая труппа Петровского театра состояла из 13 музыкантов и 30 артистов. Причем в то время четкого разделения среди артистов не было: драматические актеры могли участвовать в оперных постановках, а танцовщики и оперные певцы играли и в драматических спектаклях. В 1785 году труппа театра состояла уже из 80 человек, а к началу 20 века коллектив вырос до 500 человек. Сегодня труппа Большого театра объединяет более 900 человек.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх