На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 181 подписчик

Свежие комментарии

  • Игорь Рябин
    Как может случиться конфликт с охранниками? Как, Карл? Охранники никогда лишнего не предпримут, только если клиент от...SHOT: бойца ММА К...
  • Светлана Зуева
    Не жалеть никого!!!SHOT: тысяча брош...
  • Татьяна Рябинова
    Тайгу и леса не надо было вырубать безбожноВильфанд объяснил...

Школьники вне системы. Хоумскулеры — мода или реальная польза?

Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин выяснил, какие причины заставляют родителей забирать детей из общеобразовательного учреждения и самостоятельно вести их подготовку, каковы перспективы «свободной» учёбы, и что это, в конце концов, — мода или реальная польза для подростков?

«Мы не соревнуемся со школой!

»

В Центре поддержки семейного обучения «Свирель» Ростова-на-Дону собираются дети, которые обучаются дома и постигают школьную программу самостоятельно. Их называют на современный манер — «хоумскулеры». Сегодня сюда пришли семь человек, а всего объединение посещают около 30 детей разного возраста. С ними ведут занятия в игровой форме по русскому языку, робототехнике, химии.

В роли учителей выступают сами родители, атмосфера творческая и тёплая. Подобные встречи проходят регулярно. Несовершеннолетние общаются между собой, как сейчас принято говорить — социализируются.

Мать двух детей-«хоумскулеров», руководитель Центра Ирина Козинченко поясняет, что между домашним образованием и семейным есть большая разница: «В домашнем участвуют дети, которые не могут по состоянию здоровья посещать школу. А семейное образование — это когда родители самостоятельно ведут обучение. Сегодня закон позволяет забрать ребёнка из школы и учить его в домашних условиях. Мы не школа, а объединение родителей, у которых дети обучаются в семье. Некоторые воспринимают новое явление в образовании даже как некое сектантство, с негативным окрасом. Мы бы подобных сравнений хотели бы избежать, потому что это не так. Мы не противопоставляем себя школе и не соревнуемся с ней. Это важно понять».

По словам Ирины Козинченко, центр посещают несовершеннолетние, родители которых считают, что их дети могут успешнее и интереснее обучаться дома. Причины похожие — не хватает времени на личные проекты, будь то занятия спортом или музыкой.

Мнение, что на «свободную» учёбу уходят отстающие школьники и дети, имеющие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, — оказалось ошибочным.

«Был единичный случай, когда мама хотела забрать дочку из школы, потому что её травили одноклассники, но в итоге родители оставили девочку в школе. Потому что поняли, насколько тяжело и трудно заниматься с ребёнком дома», — говорит Ирина Козинченко.

«Страшновато сделать первый шаг...»

У ростовчанки Елены Богер 13-летний старший сын Роман и 8-летняя младшая дочь Снежана ходили в общеобразовательную школу, но перешли на семейное обучение. Роман уже четыре года как «хоумскулер», его сестра — год.

«Особенности моего ребёнка в том, ему сложно быстро перестраиваться с одного предмета на другой. Поэтому один-два предмета мы изучаем с ним в течение недели, потом переходим на другую тему. Получается сконцентрированная подача материала и для него более эффективная», — поясняет Елена Богер (сама педагог по образованию).

Важным выбором в пользу альтернативного обучения послужил и тот факт, что сын Елены занимается музыкой и ему нужно больше времени для личного пространства, а в школе много времени уходит на режим.

«Четыре года назад было страшновато сделать первый шаг, но мне повезло в том, что у нас оказалась группа единомышленников. Мы собрались с силами, пошли в школу и забрали документы, — вспоминает ростовчанка. — Сейчас школы больше идут на контакт, если детей забирают на семейное обучение, а ещё недавно преподаватели тяжело принимали такие факты и относились к нам очень настороженно. Но когда забирала Снежану, то проблем вообще никаких не испытала».

Где дороже учёба: дома или в школе?

У ростовчанки Виктории Ча похожая история. 13-летние девочки-двойняшки Арина и Ульяна пять лет отучились в школе, но ушли на семейное обучение полтора года назад.

Главная причина — нехватка времени для индивидуальных занятий девочек: одна ходит в музыкальную школу, другая увлекается танцами.

По словам мамы, им было очень сложно вместить в свободное время после школы свои интересы. Ведь нужно было выполнять домашнее задание. В итоге дети не высыпались и постоянно находились в цейтноте.

«Я давно наблюдала за семейным образованием, было страшно. Я ведь не педагог, но нашла хороший выход — это дистанционное обучение через интернет! Думаю, что они в школу уже не пойдут», — признаётся Виктория.

Теперь Арина и Ульяна живут в Ростове-на-Дону, а официально учатся в школе Санкт-Петербурга.

Виктория Ча подсчитала все затраты на обучение в общеобразовательной школе и через интернет и пришла к выводу, что дома обучаться дешевле!

Обучение в питерской школе по интернету в 2017 году обходилось 19 тысяч рублей на двоих в год. В 2018 году обучение подорожало — и составляет уже 25 тыс. рублей на двух человек (7-й класс). Чем выше класс, тем дороже.

На школу полтора года назад в семье Ча тратили 52 тыс. рублей на двоих, включая школьную форму, канцелярские принадлежности и школьные «взносы». Получается, что дома обучаться в два раза дешевле!

Ростовчанка высказала мнение, что альтернативное обучение особенно подходит многодетным семьям, которые живут за городом, и им приходится возить детей в школу в разные смены. С обучением дома все эти проблемы отпадают.

Главный страх — ЕГЭ

Официальной статистики о количестве «семейников» в России пока не составили. В Москве работают около 200 семейных территориальных объединений. Такие сообщества выросли уже близко к частной школе, в которой обучается до 50 детей. Там с детьми работают преподаватели.

В других городах России родители объединяются по такому же принципу, нанимая репетитора вскладчину. По их словам, у детей на семейном обучении не возникает серьёзных проблем при сдаче выпускного ЕГЭ или других промежуточных" контрольных работ.

Однако на форумах и в социальных сетях можно встретить высказывания родителей и противоположного мнения. Главный страх взрослых — это сдача в школе обязательных экзаменов и ЕГЭ, ведь ребёнок попадает в незнакомую среду и может растеряться. Для многих мам и пап, желающих забрать ребёнка на семейное обучение, данное обстоятельство является главным отталкивающим фактором что-то менять в жизни подростка. На такой шаг осмеливаются пока единичные семьи, неоднократно взвесив все плюсы и минусы.

Мнения педагогов

«Идея домашнего, то есть альтернативного обучения, имеет перспективы по объективным причинам, в том числе и потому, что присутствует недовольство некоторых родителей несовершенством российского школьного образования, — считает лауреат всероссийского конкурса "Педагог-психолог России 2011 года" Роман Гриценко. — Если говорить о социализации ребёнка, то для этого есть секции, кружки, клубы по интересам, которые посещают "семейники". Здесь подростки вживаются в социальную среду, общаясь со своими единомышленниками. Поэтому в этом плане нет никаких проблем. Тенденция домашнего обучения будет развиваться и дальше, так как в Европе этот процесс уже давно происходит и не вызывает в обществе негатива. Вопрос есть только в качестве образования "семейников"».

«Моё мнение однозначное — домашнее обучение не способствует социализации ребёнка. У них в голове знаний, может, и больше, нежели у того, кто посещает общеобразовательную школу, но умение общаться со сверстниками, людьми разного поколения, что мы называем социализацией, к сожалению, нарушается. В подростковом возрасте у детей большую роль играет контакт с ровесниками, а домашнее обучение лишает их этого. Такие дети идут вне системы нашей жизни. Клубы и секции, которые они посещают, предполагают иную форму организации по дисциплине, и считаются неформальными социальными группами. А класс в школе — это формальная социальная группа, — говорит "Лучший учитель 2017 года" Ростова-на-Дону, преподаватель истории экономического лицея № 14 Елена Чернышова. — Получается, что "семейники" хорошо проявляют индивидуальные способности, а стоит им попасть в ситуацию, где есть жёсткие рамки и требования, то индивидуальные способности не срабатывают. Яркий пример: "семейники" выполняют домашнее задание столько времени, сколько хотят, но попадают на сдачу ЕГЭ, где время ограничено, и не успевают выполнить работу. Такой формальный подход ждёт молодого человека впереди во многих сферах жизни. Допустим, нужно строго соблюдать режим рабочего дня, и к таким условиям "хоумскулеры" мало приспособлены».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх