Во время летних каникул родители нередко оказываются в одном из двух лагерей: одни разрешают детям долго спать, играть в компьютер и увлекаться фастфудом, а другие — усиливают учебную нагрузку, нанимают дополнительных репетиторов, требуют перечитать школьную программу и строго следят за рационом. Семейный и детский психолог Галина Губайдуллина в беседе с URA.RU рассказала, как найти баланс между отдыхом и развитием.
По мнению специалиста, основной ошибкой родителей является принуждение к занятиям. Она сравнила такую ситуацию с отпуском взрослого: если бы начальник в это время требовал выполнять рабочие задачи, вряд ли удалось бы почувствовать отдых. По её словам, дети в аналогичной ситуации испытывают стресс, поскольку отдых — это важный элемент для восстановления.
Губайдуллина уточнила, что полное отсутствие умственной активности в каникулы также не пойдёт на пользу. Важно продолжать развивать интеллект ребёнка, но в мягкой и игровой форме. Она предложила родителям использовать формат игры вместо строгих занятий.
Когда дело касается летнего списка литературы, психолог отметила, что заставлять ребёнка читать насильно — бесполезно. Вместо этого, по её мнению, лучше использовать комбинированный подход: часть произведений можно читать вслух вместе, часть — слушать в формате аудиокниг. Это снижает напряжение и делает процесс более увлекательным.
Для сохранения навыков письма, по мнению эксперта, необязательно заниматься прописами. Она рекомендовала использовать творческие методы — например, мандалы или наборы для рисования. С математикой ситуация схожая: вместо скучных упражнений можно решать интересные логические задачи всей семьёй.
Отвечая на опасения родителей, что без учёбы ребёнок может «деградировать», а при излишней нагрузке — выгореть к сентябрю, Губайдуллина подчеркнула важность умеренности. Если всё лето держать ребёнка в напряжении, велика вероятность, что к началу учебного года он окажется уставшим и апатичным. Поэтому родителям стоит сделать акцент не на контроле, а на мотивации через интерес.
Она также выразила мнение, что современные дети лишены важного опыта — уличных игр. Родителям, по её словам, стоит вспомнить и передать эту культуру: научить классикам, играм с мячом, скакалке. Эти занятия развивают внимание, координацию, пространственное мышление и умение контролировать поведение.
Что касается режима дня, психолог считает, что он должен оставаться, но быть более гибким. Если в учебное время ребёнок вставал в 6 утра, летом вполне допустимо сместить подъём на 7:30 или 8:00. Главное — сохранить ритм и не позволить ребёнку проводить ночи без сна, а дни в полудрёме.
Конфликты в семье в период каникул, по мнению эксперта, становятся более частыми из-за увеличения времени, проводимого вместе. Она подчеркнула, что отказ родителя — частая точка напряжения, особенно если взрослый не уверен в себе. В таких случаях важно уметь спокойно и твёрдо объяснять причину отказа, приводя разумные аргументы. Но отказывать, по её словам, нужно не постоянно — важно также предлагать альтернативы.
Психолог также напомнила, что взрослым необходимо заботиться и о собственном отдыхе. Она отметила, что многие родители после поездки с детьми ощущают усталость и потребность в новом отпуске. Это происходит потому, что они полностью посвящают себя обслуживанию ребёнка, забывая про личные потребности.
Для совместного досуга специалист предложила семейные традиции вроде совместного просмотра фильмов с последующим обсуждением или настольные игры, которые не только сближают, но и развивают память, внимание и умение играть по правилам. А чтобы родители могли отдохнуть, а дети провести время с пользой, она рекомендовала рассмотреть вариант летнего лагеря.
Ранее семейный психолог Александра Чмуж объяснила, что делать, если ребёнок выпрашивает Лабубу.
Свежие комментарии