В июне 1999 года весь мир шокировал стремительный марш-бросок российских десантников из Боснии и Герцеговины, где стояла миротворческая бригада ВДВ РФ, в Косово. Под носом НАТО десантники захватили югославский аэропорт Слатина. Это была маленькая, но блестящая победа России. И мало кто знал, что в ночь с 11 на 12 июня человечество стояло на грани Третьей мировой войны.
Как это было, показывает фотокорреспондент «АиФ» Владимир Сварцевич.После начала боевых действий между югославской армией и Армией освобождения Косова Белград начали обвинять в этнических чистках. НАТО потребовало вывести сербские подразделения из Косова, планируя разместить там свои силы. Югославия не выполнила ультиматум. Самолёты НАТО бомбардировали позиции югославских войск в Косове, Белграде и других городах, в результате чего погибло более 2000 человек. Ввод сухопутных войск НАТО был запланирован на 12 июня 1999 года, а аэродром Слатина должен был стать главным транспортным и стратегическим узлом альянса. Позиция России, которая поддерживала сербов и выступала за целостность Югославии, в расчёт и не принималась.
До сих пор мировые спецы не могут понять, как «200 русских спартанцев» смогли за считаные часы преодолеть 620 километров и взять под контроль один из крупнейших аэропортов Европы. Ещё до вступления основных сил на аэродром прибыли разведчики Юнус-Бека Евкурова, ныне главы Ингушетии, а тогда майора ВДВ. На подготовку к маршу десантникам выделили всего 8 часов. Колонна из 15 БТРов и 35 грузовиков достигла цели в 2 часа ночи. Сразу после пересечения границы между Боснией и Сербией над машинами были подняты российские флаги. В час ночи десантники пришли в Приштину: всё население высыпало на улицы, сербы ликовали. На броню летели охапки цветов, сорванных тут же, на городских клумбах, воздух разрывали автоматные очереди: салюты в честь русских парней. Десантники должны были взять аэродром к 5 часам утра. К этому времени его оставляли подразделения сербской армии, подходила английская бригада. Десантники опередили англичан на полтора часа.
Спустя немного времени стало известно, что письменного приказа Верховного главнокомандующего и министра обороны на марш-бросок ВДВ в Слатину не существовало. Многие подробности спецоперации до сих пор засекречены. Ходили слухи, что план предварительно обсуждался с министром обороны Игорем Сергеевым, министром иностранных дел Игорем Ивановым и Борисом Ельциным. О марш-броске не поставили в известность даже начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Узнав о происходящем, Квашнин якобы позвонил генералу Виктору Заварзину, приказав повернуть колонну и возвращаться на базу российских миротворческих сил в Боснию и Герцеговину. Но десантники проявили завидную смекалку, отключив связь, и продолжали движение, объяснив потом, что разговор сделали невозможным сильные помехи. Квашнин пытался связаться с Ельциным, но глава кремлёвской администрации Александр Волошин, сказал, что президент спит, и от своего имени дал добро на продолжение марша.
Генерал Уэсли Кларк, командующий войсками НАТО, приказал уничтожить десантников, президент США Билл Клинтон обещал нанести бомбовый удар. И только английский генерал Майкл Джексон, командующий сухопутными войсками НАТО в Европе, заявил, получив десятки приказов, что он не готов начинать Третью мировую войну. Похоже, многие испугались и в Москве. В Министерстве иностранных дел пытались оправдаться перед англичанами и американцами. Как признался потом начальник штаба ВДВ, генерал-лейтенант Николай Стаськов, утром 12 июня он понял, в какую аферу попал: ведь никто письменных распоряжений не давал. В штаб ВДВ уже ехала комиссия Генерального штаба, чтобы разбираться. Но тут проснулся Борис Ельцин. Заслушав доклад Игоря Сергеева, Ельцин с характерной тягучей интонацией произнёс: «Наконец я щёлкнул по носу...» Кто-то поддакнул: «Вы, Борис Николаевич, не щёлкнули, а врезали по физиономии!» Ельцин заключил Сергеева в объятия.
Через несколько дней генштабовским самолётом я прилетел в Слатину. Перед тем как приземлиться, мы открыли верхний люк и просунули в него российский флаг. Так и садились с развевающимся полотном. Надо было видеть слёзы радости у десантников, которые ждали подкрепления с родины. Согласно плану операции, после захвата аэропорта туда в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которые перебросили бы не менее двух полков ВДВ и тяжёлую военную технику. Однако Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО) отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней остались один на один с прибывающими силами НАТО. Лишь после в Косово прибыл Ил-79 с нашим миротворческим контингентом, военная техника и оборудование. Однако большая часть военнослужащих вошла в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей.
В 2003 году Москва вывела российских миротворцев из Косова и Боснии. Как заявил тогда начальник Генштаба Анатолий Квашнин, у России не осталось реальных интересов на Балканах, а 28 миллионов долларов в год, которые расходовались на содержание миротворческого контингента, лучше потратить на другие военные нужды.
Свежие комментарии