Покупая билет в театр или кино, некоторые считают, что они становятся условным заказчиком по договору оказания услуг, настраиваются на духовное удовлетворение от просмотра фильма или спектакля — то есть, в широком смысле, от услуги. Но что можно сделать в случае, если такая услуга была оказана некачественно?
Например лента или постановка оказались откровенно плохими или не соответствовали заявленному возрастному цензу?Можно ли подать в суд на создателей фильма или спектакля, если их работа не понравилась?
Как объясняет юрист Надежда Сидоркина, сделать это, конечно, можно, но смысла не имеет. «Продукт, который предлагается к публичной покупке, заявлен как соответствующий всем требованиям, установленным в этой сфере. Если фильм транслируем на экран, министерство культуры посчитало, что этот фильм рецензируем положительно, некая цензура увидела его адекватность предъявленным требования. И чтобы это оспорить, нужно привести доказательства из действующего законодательства», — объясняет юрист. Как отмечает Сидоркина, нельзя гипотетически считать, что можно оспорить фактом ненадлежащего оказания услуг любой материал, пьесу, постановку, фильм только потому, что это не соответствует чьим-то внутренним представлениям. «Это уже из области морально-эстетической, она не регулируется правом», — объясняет юрист.
Можно ли подать в суд, если фильм или спектакль не соответствовали заявленному возрастному цензу?
«Это тоже субъективное мнение, и его можно оспорить при обращении к экспертам. Здесь будет работать ситуация "доказательство от обратного": если у вас есть доказательство того, что это не тот ценз, какой был заявлен, и тем самым были ущемлены ваши права, или была угроза ущемления прав или причинения вреда рядом с вами лицам несовершеннолетнего возраста (вы полагали, что фильм "12+", а он на самом деле оказался "16+", а с вами было несовершеннолетнее лицо 13 лет и пр.), тогда вы можете привести доказательства, признать факт оказания ненадлежащего качество услуги через суд и потребовать соответствующую компенсацию. Но тем самым будет порожден прецедент в отношении этого фильма или этой ситуации, который должен иметь правовое следствие. Исполнитель, театр или прокатчик — собственник концептуальных прав — естественно, должны предпринять соответствующие меры. Если они их предпримут, тем самым, подтвердят слова заказчика о нарушении его прав и причинении ему морального вреда», — говорит Сидоркина.
Юрист напоминает что в таком случае суде будут учитываться многие аспекты: социально-культурный статус истца и пр. «Этот вопрос непрост тем, что относится к субъективному рассмотрению конкретных суждений конкретным судом. Эти суждения определенным образом интерпретируются в зависимости от места, заявленного формата, круга участников, который туда был приглашен и который приобретал эти билеты, подачи материала, возможно, какой-то политической ситуации в стране, которая позволит воспринять их иначе», — говорит эксперт.
Сидоркина обращает внимание, что любое лицо, которое заявляет о якобы нарушении своих прав, неважно, гражданские это права или морально-этические, всегда противопоставляет себя определенному кругу третьих лиц. «И надо понимать, что закон в данной ситуации делает выбор между тем, чтобы в этой ситуации встать на защиту конкретно вот этого лица здесь и сейчас, или поддержать законодательный базис», — говорит она.
Свежие комментарии