Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов подписал приказ о создании межведомственной рабочей группы, которая будет проводить психолого-педагогическую экспертизу детских товаров. Зачем понадобилось исследовать игрушки, АиФ.ru узнал у участницы этой группы, директора ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования Татьяны Волосовец.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Татьяна Владимировна, почему возникла необходимость проводить психологическую экспертизу детских игрушек?
Татьяна Волосовец: Дело в том, что сегодня на прилавках наших магазинов появилось огромное количество продукции для детей, которая может навредить психологическому здоровью ребенка. Я имею в виду игрушки, которые вызывают агрессию, страх, негативные реакции. Например, есть такие куклы Monster High. Откровенно говоря, я об их существовании не знала, пока мне не прислали на экспертизу описание этой продукции. Как эксперт, я пришла в ужас, поскольку один из аксессуаров, который прилагается к этим куклам – гробик. Даже обычный человек, не будучи педагогом или психологом понимает, насколько это опасная вещь для неокрепшей детской психики. Конечно, для такой игрушки нужно заключение психолого-педагогической экспертизы, которая бы категорически не рекомендовала родителям доставать кошелек и покупать нечто подобное.
– С другой стороны, а почему не покупать подобные игрушки, ведь дети же с удовольствием играют с ними?
– Дети играют в те игрушки, какие у них есть, они же сами их не покупают. Но я еще хочу сказать об огромной роли и ответственности родителей. Если мамы и папы уделяют время ребенку, играют вместе с ним, при этом наделяя кукольного персонажа добрыми чувствами в момент игры, ребенок не будет тянуться к агрессивной составляющей.
И еще есть такая тонкость: каждый ребенок отождествляет себя с кукольным персонажем. Например: я – мама, а моя кукла – дочь. Можете представить, что ребенок свою дочку укладывает в гроб. Эти вещи, может быть, и не лежат на поверхности, но их надо учитывать, потому что при формировании личности нужно, чтобы родители покупали игрушки, вызывающие в первую очередь позитивные эмоции, добрые чувства, если они хотят, чтобы их ребенок вырос психически здоровым.
– Татьяна Владимировна, есть кукла Барби, она не вызывает никакой агрессии, но вокруг нее тоже было много жарких споров, такие игрушки будут попадать на экспертизу?
– Барби не вызывает негатива, но у нее своя история. Она привлекает внимание девочки, в первую очередь, внешней красотой. С одной стороны неплохо, когда человек следит за собой и стремится хорошо выглядеть. Однако, если кроме такого стремления больше ничего нет – это уже должно насторожить родителей. Опять же важный момент – организация игры: развитие сюжета и распределение ролей. Здесь ключевая роль родителей. Ни одна игра не приобретет того или иного направления, если взрослый его не задаст. Поэтому игра взрослого и ребенка с использованием кукол, при правильной ее организации, сможет не только заострить внимание на нарядах для куклы, но и развивать речь, в том числе расширять и активизировать словарь, формировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки и т.д.
– Получается, что обычный заяц или какая-то другая простая игрушка в неумелых руках может стать источником агрессии?
– Верно, если заяц в руках взрослого (значимого для ребенка человека) будет забиякой, агрессивным, драчуном, то не ждите от своего чада другого поведения по отношения к своим сверстникам.
– Я правильно понимаю, что на экспертизу будут попадать только те игрушки, у которых агрессивность, что называется, лежит на поверхности, обычные зайцы и мишки туда не попадут?
– Думаю, что не попадут. Вообще хочу сказать, что весь массив игрушек не будет рассматриваться на экспертизе, поскольку это очень сложно. Сейчас даже по приблизительным данным перечень игрушек и игрового оборудования, который используется в образовательных учреждениях, составляет около 1500 наименований! Это серьезная, колоссальная работа. В целом, не нужно абсолютно все отправлять на экспертизу. Нужно делать это только с теми игрушками, которые вызывают у специалистов вопросы.
– А раньше у нас была какая-то экспертиза?
– В нашей стране работал Федеральный экспертный совет при Министерстве образования до 2005 года, в котором существовала секция «Игры и игрушки». В 2005 году этот совет перестал существовать, в свою очередь экспертиза перестала быть делом федерального органа власти. Образовались некоторые общественные экспертные советы: Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, которым руководит Смирнова Елена Олеговна. Я руковожу Межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей», который проводит экспертизу, привлекая профессионалов. Но подобные организации не относятся к федеральным органам управления, к Министерству образования и науки РФ. Там просто дают рекомендации: можно использовать игрушку или нет. Запретительных функций у нас нет. Если появится совет, наделенный более серьезными полномочиями, – это было бы полезно.
– Можно дать какую-то практическую рекомендацию родителям, какие игрушки категорически нельзя покупать, например, я сегодня в магазине видела игрушку-бактерию, такую несимпатичную, зеленого цвета, как она повлияет на психику ребенка?
– Вы задаете слишком общий вопрос, чтобы оценить любую игрушку, нужно провести комплексную экспертизу. Сейчас трудно сказать, что та игрушка, о которой вы упомянули – однозначно вредная. Ее же нужно посмотреть, понять, какую она несет смысловую нагрузку, какое воздействие она может оказать, поэтому, как только заработает государственная экспертиза, нужно будет разработать какой-то значок, которым бы маркировались игрушки, помните, как раньше был «Знак качества». Глядя на него, родитель получит некий ориентир.
Есть масса игрушек, смысл которых не совсем понятен. Поэтому здесь и нужна целая рабочая группа, ведь если бы все было так однозначно, то и экспертиза не понадобилась бы. Существуют вещи, которые несут в себе двойной смысл, и мы попробуем с этим разобраться, используя результаты междисциплинарных исследований развивающей предметно-пространственной среды детства, которыми занимаются ученые нашей страны уже не одно десятилетие, в том числе исследователи Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Свежие комментарии