Дети, у которых доминирует левая рука, не отличаются по уровню интеллекта от правшей, однако обрабатывают информацию и воспринимают её несколько иначе. Этот факт, по мнению специалистов, должен учитывать как педагогический состав, так и родители при организации обучения.
В прошлом леворуких учеников в школах принуждали переучиваться, заставляя писать исключительно правой рукой.
Однако со временем стало ясно, что такие меры не только неэффективны, но и наносят вред психике ребёнка. Сегодня исследователи фокусируются на особенностях работы мозга у левшей, стремясь определить оптимальные подходы к обучению. Особенно это актуально на фоне увеличения числа леворуких детей.Доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Института психолого-социальной работы Сеченовского университета Ольга Шалина, принимавшая участие в исследовании нейропсихологических характеристик леворуких детей, в беседе с KP.RU пояснила, что сама по себе леворукость не является отклонением. Однако у таких детей могут наблюдаться особенности в развитии памяти и освоении письма, а также в переработке информации.
Одним из характерных затруднений у леворуких детей может стать пространственное восприятие. Так, в отличие от правшей, которые изображают предметы объёмно, левши склонны к «распластанным» изображениям, что может отражаться и на трудностях в грамматике или арифметике. Особенно заметными эти сложности становятся при работе с падежными конструкциями или сложными предлогами.
Шалина объяснила, что грамматические конструкции и пространственные отношения обрабатываются одними и теми же структурами мозга, в частности, теменно-височно-затылочной областью.
Именно она обеспечивает так называемый «квазипространственный фактор», когда для понимания, к примеру, кто является «братом отца» или «отцом брата», мозг как бы размещает образы в пространстве. Схожие механизмы работают при сложении и вычитании чисел, особенно с переходом через десяток.В случае, если ребёнку трудно даётся учёба, вне зависимости от ведущей руки, Шалина рекомендовала использовать упражнения на пространственное восприятие. Например, игры, в которых необходимо ориентироваться в пространстве, называть предметы по направлению (сзади, спереди, сверху, снизу), выполнять движения в зеркальном отображении, координировать действия обеих рук или рисовать с поворотом изображений на определённый угол. Также развитие логики и счёта может стимулировать игра в бадминтон неведущей рукой.
Исследование также показало, что у леворуких детей слухоречевая память формируется быстрее, чем зрительно-пространственная, что указывает на активность левого полушария мозга. При этом в начальных классах им может быть трудно запоминать услышанное, но к четвёртому классу этот дефицит обычно исчезает.
Дополнительно отмечается, что около 71% леворуких детей проявляют гиперактивность, быстро утомляются и теряют концентрацию. В связи с этим им особенно полезны подвижные внеурочные занятия и тренинги, развивающие способность к саморегуляции и устойчивости внимания.
Авторы исследования подчёркивают, что по мере взросления леворукие дети совершают меньше ошибок, а их учебная продуктивность возрастает. Поэтому они рекомендуют особенно внимательно поддерживать таких учеников в младших классах, создавая для них насыщенную и развивающую образовательную среду.
Ранее педиатр Анна Смирнова объяснила, когда должна тревожить ночная потливость у ребёнка.
Свежие комментарии