На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 049 подписчиков

Свежие комментарии

Свой среди чужих. Драма голкипера сборной Хорватии Даниэля Субашича

​Каждый раз, когда Даниэль Субашич надевает майку сборной Хорватии, национальный вопрос снова повисает в воздухе.

В то самое время, когда Россия и Украина раздирали между собой Домагоя Виду с его выступлением в раздевалке стадиона в Сочи, Сербия и Хорватия нашли себе другого героя — голкипера хорватской сборной Даниэля Субашича.

Поводом для обсуждения стал эпизод, на который в России не обратили никакого внимания — перед серией пенальти против сборной России вратарь осенил себя крестным знамением.

Казалось бы, что тут особенного, ведь к высшим силам в ответственный момент обращаются многие футболисты?

Дело не в том, что Субашич перекрестился, а в том, как он это сделал.

Соседи, друзья, враги

Человек, не посвященный в тонкости балканской жизни, вряд просто так отличит серба от хорвата. Схожая внешность, схожий язык, общая история, насчитывающая века... Все это, однако, не стало помехой, для страшного и кровавого противостояния, вспыхнувшего в XX веке.

Хорватским фашистам во главе с Анте Павеличем помогала разжигать ненависть к сербам вера. Хорваты, в основном, католики, сербы — православные. Павелич, создавший при поддержке Адольфа Гитлера марионеточное государство Хорватия, втянул в свои преступления десятки тысяч своих соплеменников. Жертва геноцида стали, по разным оценкам, от 200 000 до 800 000 сербов. Маршал Иосип Броз Тито, создавший после окончания войны союзную Югославию, состоявшую из шести республик, строил ее на принципах интернационализма. Те, кто пытался играть на националистических и религиозных чувствах, подавлялись всей мощью государственного аппарата.

Сегодня и в Сербии, и в Хорватии признают — национальная политика Тито была единственно верной. Хорваты жили в Сербии, сербы — в Хорватии, межнациональные браки были нормой жизни.

Уйти нельзя остаться

27 октября 1984 года у серба Йово Субашича и его жены, хорватки Бойи Субашич, родился сын, которого назвали Даниэлем.

Тито к тому времени уже четыре года не было в живых, но Югославия была еще в порядке. В начале 1984 года в Сараево прошли первые в Восточной Европе зимние Олимпийские игры. Тогда никому и в голову не могло прийти, что всего через несколько лет этот город станет ареной кровавых сражений, а в районе санно-бобслейной трассы даже годы спустя люди будут подрываться на минных полях.

Субашичи жили в Задаре, городе с очень древней и непростой историей. Достаточно сказать, что в состав Югославии он вошел лишь после Второй Мировой войны, до этого находясь под властью Италии. Когда в 1991 году хорватские националисты объявили об отделении республики от Югославии, город оказался в центре боевых действий. Маленький Даниэль учился перебегать дорогу так, чтобы не попасть под артобстрел.

Боевые действия окончательно завершились только в 1995 году. Хорватия ликовала и чествовала героев. А заодно и избавлялась от тех, кого сочла лишними. В 1991 году в Социалистической Республике Хорватии проживало 4 784 265 человек. 581 663 человека, или 12,2 процента населения республики составляли сербы, еще 106 041 человека (2,2 процента) называли себя югославами. Сын серба и хорватки Даниэль Субашич имел все основания назвать себя югославом.

Спустя 20 лет, в 2011 году, в Хорватии себя осмелились так наименовать лишь 303 человека. Сербов в республике осталось 186 633 человека, то есть менее 4,5 процента населения.

Люди, ставшие чужими на родине, покидали свои дома. Сербо-хорватская семья Субашичей осталась в Задаре.

«Полукровка» и «вероотступник»

На протяжении всей своей футбольной карьеры Даниэль Субашич старается уклоняться от вопросов о вере и национальности. То он называет себя сербом, воспитанным в католичестве, то и вовсе хорватом-католиком.

Но в тот момент, когда они с Акинфеевым шли к воротам перед началом сери пенальти, и сербы, и хорваты разглядели на экране — Даниэль Субашич перекрестился как православный.

pic.twitter.com/JFz1DcilUc

— Miloš Bogovac (@astaldablista)

Продолжать играть за «Задар» Субашич не смог и перешел в команду «Хайдук» из города Сплит. В память о друге вратарь и сегодня под игровую футболку надевает майку с изображением Хргвое. Так было и на матчах чемпионата мира-2018.

Счастлив в «Монако»

В 2012 году знакомый российским болельщикам вратарь Стипе Плетикоса «сосватал» Субашича, который был его дублером в сборной Хорватии, в клуб «Монако».

«Монако» тогда играл во втором дивизионе чемпионата Франции. Вместе с Субашичем команда поднялась в элиту, в которой вратарь дебютировал в августе 2013 матчем против «Бордо».

В сезоне-2016/2017 «Монако» стал чемпионом Франции, и вклад Субашича в эту победу трудно переоценить. Сегодня 33-летний Даниэль наслаждается покоем и уютом княжества Монако, рядом с ним любимая супруга, а среди самых горячих болельщиков — сам князь Альбер II. В тиши и него самого роскошного места в Европе вопрос «Кто ты по национальности?» кажется нелепым и неуместным.

Но когда Даниэль Субашич надевает майку сборной Хорватии, этот проклятый национальный вопрос снова повисает в воздухе. Кажется, для того, чтобы покончить с ним, рожденному в Задаре парню не хватить даже победы в чемпионате мира.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх