Кому пироги?
Москва всегда любила принарядиться к торжественным дням (что, собственно, она отлично делает и сейчас!) и запастись гостинцами, угощениями, подарками. Весёлые изобильные ярмарки, которые появляются в городе к праздникам, - это тоже привет из прошлого, воплотившийся в настоящем.
Особенно многолюдные торжища проходили в столице под Рождество и Новый год.
А главные ярмарочные гулянья разворачивались на Красной площади и на Охотном Ряду.- Здесь были особенно изобильные прилавки, - рассказывает искусствовед Анастасия Чернышова, - сюда приезжали скоморохи, бродячие артисты и устраивали уличные представления. А купцы, которые отродясь не ходили за покупками (это дело прислуги), перед Новым годом делали исключение - лично приезжали на Охотный Ряд, отчаянно торговались, волновались, выбирали лучшие продукты и, видимо, получали от предпраздничной суматохи изрядное удовольствие.
Сказочный город. Как Москву нарядили к Новому году?
Основные новогодние гулянья традиционно проходили на главной и самой красивой (Красной, стало быть) площади столицы.
Фото: Public Domain / А. Васнецов; АиФ / Эдуард КудрявицкийА ещё они покупали ёлку. Главные ёлочные базары находились на Воскресенской площади (ныне площадь Революции) и на соседней Театральной. Возле товара вечно крутились мальчишки - они подряжались доставить ёлочку в любой конец города за 20 копеек. Если учесть, что купцы жили в центре да в Замоскворечье, а Ясенево и Бирюлёво были в те времена дальними деревнями, то, в общем, любому мальчишке такой маршрут был под силу. Сегодня счёт ёлочным базарам в городе идёт уже на сотни, есть они и в Ясеневе. Но и Москва, слава богу, расширилась изрядно!
Как круто!
В позапрошлом веке главным увеселением Нового года были в основном катания на ледяных горках, санках и катках.
- Самую большую горку ставили на Девичьем поле, - продолжает А. Чернышова. - Строили её обычно за счёт меценатов и купцов-благотворителей. Крепкий деревянный каркас, небольшие бортики на скате, чтобы народ не вылетал с трассы и не калечился (высота-то нешуточная, до 25 метров, а это практически 8-этажный дом!). Похожие (но меньше размером) сооружали в районе Новинского бульвара и других местах Москвы. Все их делали под уклоном примерно 50 градусов, а это довольно круто.
Страшно, но до чего же весело! Сегодня подобные горки появляются зимой на ВДНХ и в парке «Музеон», и публика разного возраста так же радостно будет катиться с большой высоты.
Ещё одна зимняя забава - катание на коньках. Самый популярный старинный каток дореволюционной России располагался на Петровке (он существует и поныне, вход со стороны Крапивенского переулка, но заливается, к сожалению, не каждый год). Москвичи с удовольствием проводили там свободное время. В наше время самый известный каток Петровки располагается в саду «Эрмитаж».
Мсье Оливье
Горожане побогаче любили ходить зимой по ресторациям - для этого отлично подходили «Метрополь», «Прага», «Славянский базар». Кухня в заведениях всегда была на высоте, но в середине XIX века конкурентов затмил ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади - там работал поваром Люсьен Оливье. Тот самый, да.
Он и придумал фантастический салат. Блюдо было изысканное: филе куропаток и рябчиков, паюсная икра, раки, желе из разного вида мяса - всё это украшалось кусочками картошки, варёными яйцами и корнишонами. И главное - салат заправлялся особым соусом (изобретатель, мсье Оливье, назвал его «провансаль»). На фирменное угощение приходила вся аристократическая Москва. Кстати, называлось легендарное блюдо не салатом, а почему-то «майонезом из дичи». Мсье Оливье готовил свой «майонез» при закрытых дверях и рецепт главного ингредиента - соуса - никому не открывал. Так и унёс его с собой в могилу. А мы с вами лишились кулинарного шедевра.
После смерти знаменитого повара у нас появился другой Оливье, по имени Жак (поговаривали - брат легендарного повара), и заявил, что может приготовить «майонез из дичи». Публика, хорошо помнившая «тот самый вкус», отведала угощение и горестно ахнула: не то! Жака с позором выгнали из Москвы. Парень вернулся домой, открыл в Париже ресторан и прославил его салатом... «а-ля рус».
А в 1935-м в столичном ресторане «Москва» появился пожилой повар Иван Иванов, который - подумать только! - когда-то был помощником в «Эрмитаже» у Люсьена Оливье. Рецепта оригинального соуса он, разумеется, не знал (кулинарный жлоб Оливье остался верен себе), но соорудил неплохое блюдо, поменяв рябчиков на курицу и упростив рецепт в угоду невзыскательной советской публике. А салат назвали «столичным».
В шестидесятые годы, когда фавориткой народных масс стала колбаса «докторская», салат опять претерпел метаморфозы: мясо в нём заменили на колбасу, а название «столичный» - на «московский». Сегодня мы, как в старину, снова приветствуем на своём столе оливье - даром что это совсем не тот салат... Но ведь всё равно вкусно, правда?
Это по-нашему!
А знаете ли вы, что шампанское вошло в моду после войны 1812 года, когда русские вошли в Париж? Наши ребята разграбили склады мадам Клико, но хозяйка сказала: «Убытки покроет Россия!» Предпринимательница как в воду глядела: русским так понравился дивный напиток, что уже через некоторое время 95% заказов приходило из России.
А сколько стоили зимой, под Новый год, живые цветы, продающиеся на Цветном бульваре? Так знайте: за небольшой букет платили, как за хороший тулуп, - бешеные деньги.
Волшебная предпраздничная Москва хранит ещё немало «новогодних» подробностей, и все их можно узнать на бесплатной экскурсии в рамках проекта «Гуляем по Москве» (moscowwalking.ru). Ведь прошлое никуда не делось - оно выглядывает из подворотен столетних домов, напоминает о себе полузабытыми легендами, звучит в старинных названиях улиц и магазинов. И лучший город земли готов открыть свои секреты. Погуляем?
Свежие комментарии