Таинственный конфликт между президентом Франции и канцлером Германии поставил под угрозу строительство газопровода «Северный поток-2». А из Италии Париж отозвал посла – впервые со времён войны.
Вечером 7 февраля немецкая газета Süddeutschen Zeitung со ссылкой на анонимный источник сообщила, что Эммануэль Макрон отказался от посещения Мюнхенской конференции по безопасности.
Таким образом, не состоится совместное заявление немецкого канцлера и французского президента, которое они всегда делали по итогам мероприятия. Традиционно это выступление показывало единство двух ведущих стран ЕС по вопросам международной безопасности и политики. Источники издания говорят, что Макрон отказался приехать из-за внутренних проблем — во Франции с ноября продолжаются выступления «жёлтых жилетов». Однако, как отметило издание, новость пришла сразу после того, как Париж решил выступить против позиции Берлина по «Северному потоку-2» (СП-2).Дело в том, что 8 февраля состоится голосование по вопросам ужесточения газовой директивы ЕС. Оно может усложнить строительство СП-2, поэтому Германия стремится заблокировать эту директиву. До недавнего времени Франция поддерживала соседку. Однако буквально за несколько дней до голосования Париж неожиданно изменил свою позицию.
Почему это было сделано, до конца не понятно. Париж свою новую позицию внятно не объяснил. Во французской прессе муссируются слухи о разногласиях между французским МИДом и министерством энергетики, а также о боязни американских санкций. «Это действительно очень странный шаг со стороны Елисейского дворца, — говорит АиФ.ru ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. — Две недели назад Макрон встретился с Ангелой Меркель в Аахене, где они подписали совместную декларацию. В ней говорится о желании строить сильную независимую Европу — то есть ровно о том, о чём всегда говорили и Макрон, и его предшественники. И вдруг такая смена курса... Выглядит всё так, будто Париж прогнулся под давлением Вашингтона».
Тем не менее, эксперт считает, что причины французского решения могут быть глубже. «Германия сейчас укрепляет свои лидирующие позиции в Европе. Для Парижа это неприемлемо. Отказавшись поддерживать немцев в ситуации с СП-2, Макрон давит на Меркель. Если во Франции 70% энергии дают атомные электростанции, то в Германии альтернативы газу нет. Поэтому для Парижа реализация СП-2 не критична. И можно таким образом требовать от Берлина уступок», — считает Федоров.
Французский источник АиФ.ru говорит о том, что делать окончательные выводы о размолвке преждевременно, потому что история ещё не окончена. Сейчас обе стороны активно ведут информационную войну друг против друга.
Тем временем, вместе с Германией против директивы 8 февраля готовы голосовать Австрия, Бельгия, Нидерланды, Греция и Кипр. Чтобы заблокировать документ, нужен еще хотя бы один голос. Если это удастся сделать сейчас, то это будет успехом сторонников СП-2. В мае в Еврокомиссии пройдут выборы, после этого начнется смена её состава. Принять директиву в новой редакции до конца 2019 года вряд ли удастся. А к этому времени первая ветка трубопровода будет уже проложена.
Ещё один необходимый голос Берлину может дать Италия, у которой сейчас свои разногласия с Парижем.
Выпад против Рима
7 февраля Франция отозвала посла из Рима, чего не случалось со времен Второй мировой войны, а именно с 1940 года, когда Италия вступила в войну на стороне Гитлера против Франции и Великобритании. Повод для отзыва — встреча вице-премьера Италии Луиджи ди Майо с лидерами французского движения «Желтые жилеты», которые с ноября устраивают акции против Макрона. На встрече обсуждались предстоящие выборы в Европарламент, на которые «Желтые жилеты» собираются выдвигать своих представителей. Судя по всему, итальянские правые и французская оппозиция собираются идти на эти выборы вместе. Во французском МИДе встречу назвали провокацией.
Отношения двух стран давно идут по нисходящей. После того, как на выборах летом 2018 года в Италии победили правые партии, они последовательно выступают за ужесточение миграционной политики. Новые итальянские власти всячески препятствую мигрантам проникать в Европу, а также обвиняют Францию в рукотворном создании кризиса. Например, ди Майо говорил, что кризиса не было бы, если бы не «хищническая политика» Франции в Африке. Кроме того, он обвинил Париж в свержении Муаммара Каддафи, что привело к дестабилизации Ливии, через которую сейчас идет один из самых больших потоков мигрантов. Наконец, если Франция выступила за признание Хуана Гуайдо президентом Венесуэлы, то Италия заблокировала совместное решение ЕС по этому вопросу. В ответ Париж фактически обвинил итальянские власти в потакании беспорядкам во Франции. Таким образом, Макрон поставил Италию в один ряд с Россией — ранее он обвинял в поддержке беспорядков российский телеканал RT.
«Позиции Макрона во Франции сейчас шаткие, он чувствует себя не уверенно. И совсем скоро Европу ждут большие выборы в Европарламент. Видимо в этом и есть корень многочисленных внешнеполитических конфликтов, в которые ввязывается французский лидер», — полагает Сергей Федоров.
Свежие комментарии