На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 344 подписчика

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    И КИЕВ русский город. Там тоже всегда разговаривали ТОЛЬКО на русском языке!!Писательница Ницо...
  • лина любимцева
    Только жену Зеленского этот факт не ужаснул. Она деньги на торговле детьми зарабатывает, ТВАРЬ   ПОГАНАЯ!! Чтобы  эти...Захарову ужаснул ...
  • лина любимцева
    Дадут деньги Украине, Зеленский, вместе со своими сообщниками,  ВСЕ РАЗВОРУЮТ!!FT: банки Британи...

Социальные инициативы Назарбаева. Какая модернизация ожидает Казахстан

Они затронули вопросы улучшения жилищных условий, снижения налогов для сотрудников с невысокой зарплатой, расширения возможностей микрокредитования бизнеса. Еще одна проблема, которую поднял Нурсултан Назарбаев, связана с газификацией центральных и северных регионов страны. Чтобы решить ее президент предложил построить новый газопровод от Кызылорды до Астаны.

Подробнее рассказать о том, как социальные инициативы президента Казахстана могут помочь модернизировать республику мы попросили депутата Сената Парламента Республики Казахстан, Секретаря Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Дархана Калетаева.

АиФ.ru: В начале года Нурсултан Назарбаев в послании к гражданам Казахстана уже говорил, что надо облегчить условия ипотеки, расширить льготное кредитование бизнеса, повысить качество образования. Зачем, на ваш взгляд, президент на заседании парламента выделил социальные инициативы в отдельный блок?

Дархан Калетаев: Ежегодное послание президента Казахстана — это стратегический план действий, который определяет основные направления развития республики. Пять социальных инициатив, которые на днях представил Нурсултан Назарбаев, я бы назвал тактическим планом, в котором обозначены вопросы, требующие оперативного решения. Например, в послании говорится, что важно ускорить технологическое, цифровое и промышленное развитие страны. Логично, что без решения социальных проблем невозможно достичь модернизации. Представьте, что человеку говорят о пользе «умных» технологий и инновациях, но разве сможет он думать об этом, пока не решит для себя жилищную проблему?

Или, допустим, в послании говорится о роли малого бизнеса в технологическом развитии страны, между тем начинающие предприниматели на селе часто не могут получить кредит в банке. То есть, реализация предложенных в послании президента инициатив напрямую зависит от решения социальных проблем.

— Для многих россиян ипотека остается одним из наиболее востребованных способов приобретения жилья. Однако из-за высоких процентных ставок и большого первоначального взноса она пока доступна не всем категориям граждан. Как обстоят дела в Казахстане, и почему первая инициатива Нурсултана Назарбаева коснулась вопроса ипотечного кредитования?

— Ипотека востребована и в Казахстане. Но проблемы у нас те же, что и в России: высокие процентные ставки, достигающие иногда 17%, непосильный первоначальный взнос, который в некоторых банках составляет 50% от стоимости жилья. Сегодня 2,5 млн казахстанцев нуждаются в жилье. В основном это молодежь, для которой проблема жилищной неустроенности — одна из наиболее насущных. Именно поэтому первая инициатива президента связана с необходимостью увеличить доступность жилья. Он предложил запустить программу под названием «7-20-25». Ее суть в том, что процентная ставка по ипотеке снизится до 7% в год. Первоначальный взнос при этом не должен превышать 20%. Также Нурсултан Назарбаев предложил выдавать ипотеку не на 10-15 лет, как это происходит сейчас, а на 25 лет. В результате снизится ежемесячный платеж.

​Очевидно, что не все коммерческие банки республики смогут на таких льготных условиях кредитовать население, и без поддержки государства не обойтись. Для этого при Национальном банке Казахстана будет создана специальная компания, которая займется привлечением более $3 млрд. Эти средства направят на выкуп новых ипотечных кредитов, которые банки предоставят гражданам на льготных условиях, которые предложил президент.

​​ — А какова сегодня потребность в строительстве нового жилья в Казахстане?

​— В январском послании Нурсултан Назарбаев говорил, что обеспеченность жителей республики жилплощадью составляет 21,6 кв. м. Учитывая, что в Казахстане проживает 18 млн человек, мы имеем на сегодня 378 млн кв. м жилья. Прошлый год стал рекордным: всего в стране было построено 11,2 млн кв. м жилья. Однако к 2030 году население республики может составить 20 млн человек. Это означает, что потребность в жилье вырастет, и важно уже сейчас закладывать этот показатель при разработке жилищных программ. Сегодня стоит задача ускорить темпы строительства вдвое.

​Учитывая важность жилищной проблемы для многих молодых казахстанцев и внимание, которое этой проблеме уделяет президент, думаю, что в ближайшие годы в Казахстане начнется новый строительный бум. Это, в свою очередь, простимулирует приток инвестиций, развитие девелоперского бизнеса. Позитивный эффект от этого испытают на себе и сопутствующие сектора экономики.

— Жилищное строительство подразумевает и создание детских садов, школ, мест общественного досуга. А вся эта инфраструктура должна быть обеспечена светом, газом, водой. Но не все регионы Казахстана еще газифированы, о чем также говорил Нурсултан Назарбаев. С чем это связано, ведь страна считается крупным экспортером энергоресурсов?

— Энергетическая система Казахстана формировалась в советский период. В силу того, что энергоресурсы были распределены по стране неравномерно, южные регионы вошли в Объединенную энергосистему (ОЭС) Средней Азии. Она позволила перераспределять потоки электроэнергии между энергосистемами стран региона. После распада Советского союза ОЭС сохранилась, и южные регионы Казахстана продолжили получать за счет нее электроэнергию. Однако высокая стоимость узбекского газа, который обеспечивал энергоресурсами казахстанский юг, а также постоянные перебои в работе ОЭС привели к тому, что в 1998 году южная зона энергосистемы страны была включена в режим параллельной работы с северной.

Энергосистема северных регионов Казахстана изначально была объединена с энергосистемой южных регионов России. Сформированная в СССР система газовых трубопроводов также была ориентирована в основном на поставки казахстанского природного газа в российские регионы. При этом магистральный трубопровод в Казахстане был технологически не соединен, что не позволяло перекачивать газ в южные и северные регионы.

За годы независимого развития республики газопроводы были модернизированы. В конце 2015 года был построен газопровод Бейнеу-Бозой. Он прошел с запада на юг и обеспечил отечественным природным газом все южные регионы Казахстана. При этом центральные и северные регионы страны все еще не газифицированы. С этим связано внимание Нурсултана Назарбаева к этой проблеме и инициатива построить магистральный газопровод по маршруту Караозек — Жезказган — Караганда — Темиртау — Астана. Это позволит не только обеспечить газом 2,7 млн жителей северных и центральных регионов, но и создать новые производства малого и среднего бизнеса. Газификация этих регионов позитивно отразится и на экологии. Как сказал президент, только в Астане переход на газ снизит вредные выбросы в атмосферу в 6 раз или на 35 тыс. тонн в год.

— Еще одна социальная инициатива Нурсултана Назарбаева коснулась вопроса налогообложения. Президент предложил с 2019 года снизить подоходный налог для малоимущих граждан до 1%. Не приведет ли это к возникновению серых схем, чтобы укрыть от налогов свой реальный доход?

— Президентская инициатива о снижении налогов затронет граждан, которые получают менее 25-кратного размера минимального расчетного показателя в месяц. Сегодня это чуть менее $200. При этом подоходный налог для казахстанцев, независимо от заработка, составляет 10%. Получается, что ежемесячно жители страны платят около $10 налога. За год набегает $120, что весьма ощутимо для низкооплачиваемых работников. Повторю, что именно для таких сотрудников Нурсултан Назарбаев предложил снизить налог в 10 раз — до 1%. Не думаю, что эта инициатива приведет к созданию серых схем для уклонения от налогов. Как правило, происходит наоборот: снижение налогов стимулирует уменьшение мошенничества в налоговой сфере. Даже если предположить, что кто-то решится найти способ, чтобы меньше платить налогов, масштаб вероятных последствий будет незначительным. Выигрыш будет гораздо больше.

Конечно, успешность инициативы во многом будет зависеть от того, как налоговые органы подойдут к ее реализации. Но уже сегодня очевидно, что снижение подоходного налога для граждан с невысоким заработком станет стимулом для оптимизации налогового бремени.

— Предложив снизить для малоимущих подоходный налог до 1%, Нурсултан Назарбаев в то же время поручил правительству изучить вопрос о внедрении в Казахстане прогрессивной шкалы налогообложения. То есть граждане, которые получают больше минимальной зарплаты, будут платить не фиксированный 10% налог, а, возможно, даже больший? Нет ли в этом противоречия?

— В Казахстане также как и в России действует плоская шкала налогообложения, и при любом уровне заработка работающие граждане платят в бюджет единую фиксированную ставку налога. Однако в обеих странах идет дискуссия о целесообразности перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. Она считается более справедливой, так как построена на том, что налоговые ставки увеличиваются в зависимости от уровня облагаемого дохода. Отмечу, что в Казахстане с 2002 по 2006 годы уже действовала прогрессивная шкала налогообложения. В 2007 году прошла налоговая реформа, и шкала снова стала плоской. Однако в 2010 году в казахстанском обществе возобновилась обсуждение перехода на прогрессивную шкалу.

Конечно, обсуждая этот вопрос, власти оценивают и возможные риски. Мы учитываем позицию сторонников сохранения плоской шкалы, которые апеллируют к тому, что фиксированный налог для всех граждан создает больше стимулов к работе, так как люди могут сохранить большую часть своего высокого дохода. Пока рано говорить о каких-то конкретных сроках изменения налоговой системы Казахстана. До 1 июля текущего года нашему министру экономики Тимуру Сулейманову предстоит детально разобраться в этом вопросе, и только после этого можно делать какие-то выводы.

— Как в Казахстане обстоят дела с самозанятыми гражданами, которые имеют регулярный заработок, но официально нигде не работают и не платят налоги?

— В Казахстане сегодня более 2 млн самозанятых граждан. Определить средний уровень их доходов непросто, не говоря уже о взимании с них налогов. Тем не менее власти страны стараются поддержать эту категорию граждан и вернуть их в правовое поле. Наиболее эффективным механизмом здесь стали льготные микрокредиты. Они предназначены для освоения самозанятыми или безработными казахстанцами новых профессий или открытия своего дела. В прошлом году было выдано 7,2 тыс. микрокредитов на сумму около $100 млн.

Расширение микрокредитования, особенно для сельской местности, стало одной из пяти социальных инициатив, которые представил президент. Инициатива предусматривает, что в текущем году предпринимателям, которые открывают или уже развивают свое дело, дополнительно выделят более $62 млн. В результате общий охват микрокредитованием составит более 14 тыс. человек, что в два раза превысит уровень 2017 года. Уверен, льготные микрокредиты помогут самозанятым гражданам войти в правое поле. Это упорядочит и налоговые поступления в бюджет.

— Глава Казахстана затронул также вопрос доступности и качества высшего образования. Вообще Нурсултан Назарбаев часто поднимает во время своих выступлений тему образования. Почему?

— Чтобы ответить на этот вопрос, вернусь к январскому посланию президента. В нем он поставил перед Казахстаном задачу войти в тридцатку развитых стран мира. В послании говорится, что достичь этого можно за счет ускоренного инновационного и индустриального развития республики. Но как говорить о технологическом рывке нации без молодых профессиональных кадров?! Отсюда доступность, качество, непрерывность образования — это краеугольная задача нации.

Сегодня из 530 тыс. студентов, которые учатся в вузах страны, почти 30% получают образование за счет государственных грантов. Однако, чтобы выполнить весь план действий в рамках президентского послания, очевидно, что без увеличения бюджетных мест в вузе не обойтись. Поэтому Нурсултан Назарбаев в рамках озвученных социальных инициатив предложил выделить дополнительно 20 тыс. грантов. Из них 11 тыс. грантов получают студенты, которые осваивают технические специальности: инженеры, программисты, специалисты в области робототехники, нано-технологий. Кроме того, до конца 2022 года президент поручил построить новые общежития не менее чем на 75 тыс. мест. Это важные вложения в человеческие ресурсы, которые позволят выучить профессионалов в новой экономике в условиях четвертой промышленной революции.

 

Ссылка на первоисточник
наверх