На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 044 подписчика

Свежие комментарии

  • Аким Воземчук
    Еврейский мир против России.Все активно прыгающие на Россию исключительно евреи.Блинкен,Макрон,Леви,Зеленский ,Израил...Захарову удивило ...
  • Аким Воземчук
    Надо как то проучить этих недоумков.Сдать Париж алжирцам,они разберутся.А вообще подленький народ,сколько встречались...Макрон: Франция н...
  • Eduard
    Сваи сказочки про "Европу" детям рассказывай в садике!Макрон: Франция н...

Грусть режиссера комедий. За что по Рязанову «ездили бульдозерами»

Легендарный режиссёр, сценарист Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. В его знаменитых картинах «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Небеса обетованные», «Гусарская баллада» сочетается, казалось бы, несочетаемое — смех и слёзы, горе и радость, серьезность и дуракаваляние... Он и в жизни был такой же — весёлый и грустный одновременно. Снимал весёлые комедии и в то же время писал минорные, грустные стихи.

В своём сборнике стихов «У природы нет плохой погоды» он написал:

Все тороплюсь, спешу, лечу я,
всегда я в беге нахожусь,
нехваткой времени врачуя
во мне таящуюся грусть.

Перенюхал все бутылки

С точки зрения Рязанова, самый высокий жанр в кинематографе — трагикомедия, которая совмещает в себе весёлое и грустное: у публики ещё в глазах слёзы, а он уже смеётся. В интервью «АиФ» мастер рассказывал: «Желание видеть жизнь в смешном свете — это свойство характера. Оно нечасто встречается. И я очень рад, что им наделён. Я вообще считаю, что юмор — отмычка, которая открывает все двери».

В его жизни тоже всё время пересекалось смешное с грустным. Например, когда была снята «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», долгое время картина вызывала сомнения у чиновников— какой пример может подать советским гражданам врач, который напивается до чертиков и мечется между двумя женщинами? Но в итоге, когда ленту увидели зрители, успех был настолько оглушительным, что стало очевидно: создатель «Иронии судьбы» достоин награды. Однако члены Комитета по государственным премиям заявили: «Фильм про похождения пьяного доктора не может её представить к государственной награде». «А когда дошло до тайного голосования, то проголосовали за фильм е-ди-но-глас-но! — рассказывал "АиФ" Рязанов. — На деле они оказались лучше тех, кого из себя изображали. Редкий случай. Обычно люди хуже, чем пытаются казаться».

Курьезы случались и во время съемок «Иронии судьбы». Легендарную сцену, где герои Мягкова, Ширвиндта и др. напиваются в бане, снимали под лестницей «Мосфильма», где установили банные скамейки и кадки с пальмами. В день съёмок актёр Александр Белявский отмечал день рождения и тайком подменил бутылки с водой на водку настоящую. Как вспоминал потом Александр Ширвиндт, никогда ещё они с коллегами не чувствовали такого творческого полёта, как во время съемок первого дубля. Поэтому актёры требовали у Рязанова новых и новых дублей. Надо сказать, что Эльдар Александрович человеком был практически непьющим и не сразу понял, что артисты в кадре действительно пьяны. Когда до него дошло, что исполнители сыграли с ним шутку, начался ужасный скандал. На следующее утро Рязанов перед съемкой каждого дубля открывал бутылки и проверял, не налили ли за его спиной туда опять настоящей водки. В итоге артисты сказали режиссёру, что смонтировать то, что снято сегодня, с тем, что снято вчера, невозможно, ведь они и вправду были пьяны, а сегодня играют. Рязанов отрезал: «Отлично, вот и поглядим, кто у нас в кино снимается. А если не сможете пьянь сыграть, значит, таких "артистов" я найду в любой пивнухе или даже под забором». По иронии судьбы, в фильме зритель видит те самые сцены в бане, когда артисты выпивали по-настоящему.

В предисловии своей книги «Необъятный Рязанов» Эльдар Александрович с грустью написал: «Пусть хоть раз в жизни скажут обо мне что-то хорошее». «Получается, вам в жизни не хватало похвалы?» — спросил его журналист «АиФ». Мастер ответил: «Меня втаптывали в грязь, по мне ездили бульдозерами. Но, когда я иду по улице, то каждый второй прохожий благодарит за то, что я сделал замечательные фильмы».

Надо сказать, что чиновники действительно потоптались на Рязанове. Его осуждали за то, что в «Гусарской балладе» роль великого Кутузова исполняет комедийный актер Игорь Ильинский. Из-за «Берегись автомобиля» тоже была масса проблем — председатель Госкино Алексей Романов считал, что лучше бы Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского не воровал у богатых машины, а сообщал о спекулянтах в ОБХСС...

Все, кто смотрел фильмы Рязанова, отмечают, что из фильма в фильм у него снимаются практически одни и те же актёры: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и др. Эльдар Александрович не скрывал, что у него есть любимцы, которые настолько талантливы, что могут сыграть кого угодно, не повторяясь. Он умел создать команду, в которой работалось не только эффективно, но и психологически легко.

Между двумя женщинами

Не иначе, как иронией судьбы, можно назвать и встречу мастера с последней женой, с которой Эльдар Александрович прожил до конца своих дней.

В 1987 году к нему пришла на интервью Эмма Абайдулина... Тогда Рязанов и подумать не мог, что эта приятная женщина в очках станет его музой и спасением. В следующий раз они встретились в 1995 году. Эльдар Александрович тогда был в глубокой депрессии: ушла из жизни его супруга и партнер Нина Скуйбина, с которой они прожили вместе 22 года и сняли свои лучшие фильмы. Режиссёр тяжело болел и был практически на грани смерти. Эмма Валерьяновна начала ухаживать за ним, готовила, кормила. И, по признанию Рязанова, вытащила его в того света. А иронией судьбы эту встречу Эльдар Александрович называл потому, что всю жизнь не очень-то жаловал журналистов.

Умер Рязанов 30 ноября 2016 года на 89-ом году жизни от сердечной недостаточности. За день до смерти он написал стихотворение:

В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...

В честь 90-летия со дня рождения великого режиссёра в городской сети «Москино» бесплатно будут показывать любимые народом картины Эльдара Рязанова.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх