
Учителя нередко обвиняют детей в лени или рассеянности, когда у них возникают сложности с чтением и письмом. На самом деле, такие трудности могут быть проявлением дислексии — распространённого состояния, которое специалисты рассматривают как сложность обучения, а не как болезнь.
Дислексия проявляется по-разному: ребёнок видит буквы и слова, но не может их прочитать, или искажает текст.
Иногда чтение сопровождается низким пониманием, медленным темпом или отказом от процесса. По данным Ассоциации родителей детей с дислексией, миллионы российских школьников сталкиваются с этой проблемой, однако большинство из них не получают своевременной диагностики и поддержки.Несмотря на мнение, что дислексия — «модный диагноз», исследователи изучают её уже более 150 лет. Ещё в XIX веке её описывали как неспособность читать при сохранном зрении и интеллекте. Изначально проблему связывали с нарушениями зрения или взаимодействия полушарий, потом — с сенсорными и нейробиологическими факторами. Современные исследования показывают, что чтение задействует весь мозг, и его нужно специально обучать. Любое частичное нарушение функций может разрушить сеть навыков чтения, аналогично дыре в рыболовецкой сети.
Существуют различные классификации дислексии: акустическая (перестановка слогов), аграмматическая (ошибки в построении фраз), мнестическая (неумение соотнести звук и букву) и оптическая (чтение зеркально напечатанного текста). Унифицированной системы диагностики пока нет, как нет и единой методики обучения чтению в школах.
Академик Марьяна Безруких подчёркивает, что дислексия рассматривается как вариант нейроразнообразия, пишет KP.RU. Она отмечает, что в международной классификации болезней МКБ-11 дислексия больше не значится, и корректнее говорить о «трудностях с чтением». Эксперт объяснила, что ранняя диагностика и развитие речевых и когнитивных навыков у дошкольников помогают предупредить проблему ещё до школы.
Марьяна Безруких также развенчала миф о гене дислексии: его не существует, однако наследственные факторы могут сыграть роль, передавая ребёнку слабые звенья в когнитивной сети. Она добавила, что дислексия не обязательно связана с СДВГ или расстройствами аутистического спектра — эти состояния могут встречаться совместно или отдельно.
Для правильного развития навыка чтения детям необходимо речевое развитие, обсуждение прочитанного и подготовка к чтению, а не преждевременное механическое чтение или гонка за скоростью. Ребёнка нельзя «садить» за книжку до 4,5–5 лет, так как осмысленное чтение возможно только при сформированных внимании, памяти и восприятии.
По статистике, дислексия встречается у примерно 7% детей, при этом мальчики сталкиваются с проблемами обучения вдвое чаще, чем девочки, что связано с особенностями нервной системы и адаптивностью организма.
Если трудности проявились в школе, родители должны обратиться к логопеду или пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Специалисты помогут разработать индивидуальные рекомендации для учителей, учитывающие особенности ребёнка, чтобы обучение чтению и письму было максимально эффективным.
Ранее дефектолог Марина Сорокун объяснила, почему ребёнок может плохо читать и писать.
Свежие комментарии