
Ряд стран, в том числе Россия, готовы снизить зависимость от долларовых расчетов. Насколько это реально и почувствуют ли это США, выяснял АиФ.ru.
Россия может отказаться от долларовых расчетов при торговле нефтью, допускает первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
«Не исключено. Мы существенно уменьшили наши вложения резервов в американские активы.
По сути, уже доллар, который считался мировой валютой, становится рисковым инструментом для расчетов», — заявил глава Минфина в эфире телеканала «Россия 1».При расчетах за экспорт нефти Москва может перейти на другие валюты, и даже на рубль. «Несмотря на то, что нефть, как правило, торгуется и расчеты контрактные осуществляются исходя из долларовой оценки, мы можем даже фиксировать долларовый эквивалент, но получать за поставки нефти евро, получать другие свободно конвертируемые валюты, в конце концов, национальную валюту», — отметил Силуанов.
Россия уходит от доллара
Россия планомерно сокращает вложения в государственные облигации США. Так, в апреле их объем был снижен на 47,5 миллиарда долларов, в мае — еще на 33,8 миллиарда долларов. В американских ценных бумагах наша страна хранит лишь 14,9 миллиарда. Это минимальный размер с 2007 года. Для сравнения: максимальный объем вложений РФ в госдолг США был зафиксирован в октябре 2010 года — 176,3 миллиарда долларов.
Как говорит кандидат экономических наук, первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова, пока речь идет лишь о снижении зависимости от долларовых расчетов — полный и резкий отказ в данный момент может оказаться очень рискованным для национальной экономики мероприятием.
«Вряд ли наше правительство пойдет на это в ближайшее время, но определенные шаги в этом направлении будут сделаны. Речь идет именно о привычной практике рассчитываться в долларах и затем конвертировать выручку в рубли. Переход на расчеты в евро, не говоря уже о рублях, повлечет серьезные издержки для наших компаний. К этому нужно подготовиться, принять во внимание все риски. Сейчас идут переговоры о покупке Евросоюзом иранской нефти за евро, то есть такой сценарий оказывается все более реальным. На этом фоне и Россия смотрит туда же», — считает эксперт.В свою очередь главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков отмечает, что для отказа от доллара необходимо главное условие — «объективность» курса и курсовая стабильность расчетных валют. В противном случае конверсионные издержки (и, как следствие, финансовые риски), будут тем выше, чем больше объем товарооборота.
«Для иллюстрации этой темы можно вспомнить попытки образовать некий валютный союз в рамках исторически и географически близких стран Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). До 2014-2015 года тема создания общей расчетной валюты в рамках ЕАЭС очень активно обсуждалась на уровне глав государств и была одной из ключевых в рамках глубокой экономической интеграции. Однако уже к середине 2015 — началу 2016 года про эту тему забыли. Причиной этого очевидно стал обвал рубля или говоря, экономическим языком, введение Банком России "плавающего курса". Дружественным странам не могло понравиться это одностороннее действие, в результате которого их продукция стала резко неконкурентоспособной по сравнению с российской», — поясняет Быков.
По его словам, единственно подходящими альтернативами доллару являются евро или юань. Но и здесь есть определенные риски. Для евро — это политическая устойчивость Евросоюза (и сохраняющаяся зависимость от США). Для юаня — отсутствие свободной конвертации, высокая вероятность искусственной девальвации со стороны китайского регулятора (в случае возникновения проблем в экономике Поднебесной).
Мир против бакса
Россия не единственная страна, желающая снизить зависимость от американской валюты. Как правило, о таких планах заявляют страны, имеющие не очень стабильные отношения с США.
Вот недавний пример. Американский президент Дональд Трамп в два раза повысил пошлины на сталь и алюминий из Турции. В ответ турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган предупредил Вашингтон о том, что Штатам «придется искать новых союзников». Кроме того, Эрдоган заявил, что намерен перейти на расчеты на национальных валютах в торговле со своими союзниками — Россией, Китаем, Ираном и Украиной.
«Если страны Европы тоже захотят избавиться от доллара, то Анкара готова перейти и с ними на аналогичные расчеты», — пообещал турецкий лидер.
Кроме того, он призвал население обменивать доллары и евро на национальную валюту. Дело в том, что турецкая лира стремительно девальвируется на фоне опасений из-за ухудшений отношения с США.
«Мы уже видели решение китайских властей не сдерживать падение юаня, что было ответом на увеличение пошлин со стороны США. Так называемые "валютные войны" стартовали. То есть частичное сокращение оплаты в американской валюте стоит ждать. Кроме того, допускаем, что будет принято "волевое решение" не только России, Турции, но и других сильных торговых партнеров США (в частности Китая), которые уже недовольны поведением Трампа, о снижении влияния американской валюты в мире. Пока что доля доллара в золотовалютных резервах мира стабильно занимает более 60%. Учитывая внешнюю агрессивную политику Трампа, ждем, что скоро тенденция пойдет на снижение», — подчеркивает Денис Владимиров из Центра современных инвестиционных технологий.
Впрочем, по мнению Тамары Касьяновой, отказ некоторых стран, в том числе России, от торговли в долларах для США будет малозаметным. «Доля России в мировой экономике слишком мала. Даже юань, за которым стоит сильнейшая экономика мира, не является настолько влиятельным — его доля в международных золотовалютных резервах составляет менее 2% (доллар стоит на первом месте с большим отрывом). Два года назад юань был включен в состав корзины МВФ, ожидается, что его доля в мировых резервах к 2020 году составит 8,5 %. По подобному неспешному сценарию нужно двигаться и нам», — считает эксперт.
А вот полный отказ от доллара может привести к развитию теневого рынка, росту инфляции, снижению инвестиций, снижению спроса на российскую нефть и так далее, предупреждает она. «Резкие изменения в этом направлении чреваты ударом, прежде всего, по нам самим. Более правильным было бы укреплять российскую экономику, что будет естественно снижать ее зависимость от доллара», — резюмирует Касьянова.
Свежие комментарии