На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 077 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Сволочи и подлецы!Очевидцы рассказа...
  • лина любимцева
    В Дагестане ДАВНО тлеет исламистский террористический гадюшник!! Никак не успокоятся, твари...В Махачкале при а...
  • Evgeni Velesik
    Синагогу не надо путать с православной церковью или это одно и тоже?В Дербенте возле ...

Акула, ставшая аллигатором. Как сложилась судьба вертолёта Ка-50

17 июня исполняется 35 лет легендарному вертолёту Ка-50 «Чёрная акула». А начиналось всё в далёких семидесятых годах прошлого века.

От «Кобры» до «Крокодила»

Первые вертолёты успели принять участие ещё во Второй мировой войне в качестве спасательных средств. Во время Корейской войны без них уже невозможно было представить переброску войск и эвакуацию раненых.

Но непосредственно воевать вертолёты начали только во Вьетнаме. Первым Attack Helicopter (вертолётом огневой поддержки по отечественной классификации) стал американский AH-1 «Ядовитая Кобра». Первые «кобры» вооружались блоками неуправляемых ракет и пулемётами винтовочного калибра: для Вьетнама этого хватало. Потом к узлам подвески под коротенькими крылышками стали цеплять управляемые противотанковые ракеты. Когда такие «кобры» появились на Центрально-Европейском театре военных действий, советские генералы забеспокоились и стали требовать от родной промышленности адекватного ответа. Так на свет появился знаменитый Ми-24 «Крокодил», принятый на вооружение в 1971 г. Однако уже через 5 лет советским военным захотелось чего-то свеженького.

Сколько людей нужно вертолёту?

СССР тогда должен был готовиться к возможной глобальной войне в Европе. Для перемалывания бронетанковых соединений стран НАТО, хорошо прикрытых армейской ПВО, «Крокодил» уже не годился. В 1976 г. Совет министров объявил конкурс по созданию нового поколения вертолётов огневой поддержки. В нём приняли участие оба советских разработчика вертолётов: Московский завод им. М. Л. Миля и ОКБ им. Н. И. Камова. Последнее до того времени было знаменито созданием вертолётов для советского ВМФ и в сухопутную тематику не лезло. Фирменной чертой «камовских» вертолётов была так называемая соосная схема: когда два больших несущих винта вращаются в противоположные стороны, а маленький хвостовой винт вообще отсутствует.

В отличие от милевцев, пошедших по традиционному пути, камовцы предложили новую философию применения вертолётов огневой поддержки: в составе боевых ударных групп. Идея Сергея Михеева, ставшего главным конструктором в 1973 г., после смерти основателя КБ, была революционной. Группа состоит из роя одноместных ударных машин (экипаж всех более ранних вертолётов огневой поддержки, советских и иностранных, состоял из пилота и оператора оружия) и одного двухместного вертолёта управления. Первые только стреляют и бомбят, второй назначает рою цели и подсказывает пути отхода. В теории всё выглядело прекрасно, а вот на практике...

Убийца героев

Первый полёт одноместного вертолёта, получившего обозначение Ка-50 «Чёрная акула», состоялся ровно 35 лет назад, 17 июня 1982 г. По тем временам в «кашке» поражало буквально всё. Система катапультирования, применённая на вертолётах впервые, гарантировала спасение на высотах от 0 до 4 тыс. метров. Лопасти винтов при этом отстреливались заранее. Бронирование кабины могло «держать» попадание снарядов калибра 23 мм и включало многослойную «прозрачную броню» на лобовом и бортовых окнах. Вооружение состояло из 30-миллиметровой пушки (как на БМП-2!), управляемых и неуправляемых ракет, бомб весом от 100 кг до полутонны.

Разработка и освоение в войсках нового вертолёта были омрачены двумя трагедиями. В 1985 г. на Ка-50 погиб лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Евгений Ларюшин, в 1998 — начальник Центра боевой подготовки армейской авиации, Герой России Борис Воробьёв.

В 2000 -2001 гг. пара «Чёрных акул» проходила испытания Чечнёй. Было выполнено 49 вылетов, более сотни стрельб по конкретным целям, выпущено 1600 снарядов и 920 ракет. Вертолёты показали себя очень достойно. Правда, выяснилась и довольно неприятная особенность: пилотировать Ка-50 и одновременно вести огонь по противнику на земле могут только асы из асов. Подготовка таких специалистов сравнима по стоимости с самим вертолётом, так что военные скрепя сердце свернули программу по «Чёрной акуле». Всего было произведено 17 единиц. Дюжина до сих пор числится за Центром боевого применения армейской авиации в Торжке.

В серию пошёл «младший брат» «Акулы», Ка-52 по прозвищу «Аллигатор». По иронии судьбы это тот самый двухместный вертолёт управления, который изначально планировался для руководства роем «Чёрных акул». Уже сделано более сотни Ка-52, выпуск продолжается. Эти вертолёты отметились в небе Сирии. Причём как в составе группировки ВКС, так и флотские, с авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх