На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 180 подписчиков

Свежие комментарии

  • F I
    Усраина земля подопытных для Еуропейских стран ....Германия хочет ис...
  • Владимир Витковский
    Это дерьмо должно быть утилизировано!!!SHOT: тысяча брош...
  • Игорь Рябин
    Как может случиться конфликт с охранниками? Как, Карл? Охранники никогда лишнего не предпримут, только если клиент от...SHOT: бойца ММА К...

Пригласите слепого в музей! Где проводятся экскурсии для незрячих

Как сделать пребывание в музее максимально интересным, приятным и комфортным для незрячего человека?

Наш эксперт — генеральный директор Института «Реакомп» (реабилитация и компьютер) Всероссийского общества слепых, кандидат педагогических наук Сергей Ваньшин.

Представление об экспозиции

Незрячий человек должен иметь возможность получить адекватное представление о музейной экспозиции.

Поэтому важно, чтобы для этой группы посетителей проводились отдельные, специально адаптированные экскурсии. Каждому музею необходимо определить, к каким же экспонатам могут прикасаться незрячие, а какие лучше оставить в покое.

Экспонаты, которые разрешается трогать незрячим, нужно обозначить специальными табличками с брайлевскими (рельефно-точечными) надписями. Специалисты Всероссийского общества слепых рекомендуют каждому музею определить два типа экспонатов: те, которые разрешается трогать всем посетителям, и те, к которым разрешено прикасаться только инвалидам по зрению. Это общемировая практика. Всё-таки инвалиды по зрению составляют сравнительно небольшую группу посетителей, и нагрузка на экспонат оказывается существенно меньше, чем при «всеобщем доступе».

Муляжи, макеты, копии

Хорошо, если в музее есть макеты и копии экспонатов. Это даёт возможность получить представление о тех вещах, которые недоступны для «особых посетителей». Например, вместо прикосновения к царскому трону можно предложить незрячим людям познакомиться с его уменьшенной копией. Вместо старинной рубашки, которая находится под стеклом, можно принести похожую рубашку из научно-вспомогательного фонда или хотя бы кусок ткани, из которой она сделана. Как правило, стремление адаптировать экспозицию для незрячих посетителей идёт на пользу и зрячим людям. Ведь им тоже интересно прикоснуться к копии старинной вещицы.

Интерактивные программы

При работе с незрячими посетителями разумно задействовать все имеющиеся органы чувств. Именно так поступают, например, в московском музее «Старый Английский двор». Он расположен в одном из самых старых сохранившихся московских зданий, возведённых ещё в начале XVI века. Во времена Ивана Грозного в этом здании находилась английская торговая миссия, которая одновременно выполняла и функции посольства.

Это здание с низкими потолками, крутыми винтовыми лестницами. Там можно прикоснуться к старинной штукатурке. Можно потрогать сундуки, лавки, посуду.

Конечно, речь не идёт о подлинных предметах XVI века. Мы — и слепые, и зрячие — прикасаемся к копиям. Но они мастерски сделаны и дают представление об эпохе. В этом музее предлагают понюхать редкие заморские приправы, которые английские купцы в XVI — XVII веках доставляли в Россию. Там звучит старинная музыка.

В музее проводятся интерактивные программы для детей и взрослых, во время которых можно спуститься в подвалы, заняться поиском клада. Посетители учатся по особенностям одежды отличать русских купцов от английских, для них проводятся уроки арифметики и навигационного дела по старинным учебникам.

Зоопарк для слепых детей

Интереснейшие экскурсии для незрячих и слабовидящих детей организует Московский зоопарк. В так называемом контактном зоопарке дети могут осторожно прикоснуться к ёжику, погладить кролика, сибирского полоза.

Разумеется, далеко не ко всем зверям можно и нужно прикасаться. Поэтому сотрудники зоопарка используют в своих экскурсиях и лекциях муляжи животных, различные игрушки. Работники приносят незрячим детям обрезки меха различных зверей. Кроме того, ребятам дают потрогать мешочки различного веса, чтобы малыш понял, сколько обычно весит мышка, сколько весит кошка. Ведь детские игрушки не передают реальный вес животных.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх