Даровав гениальность в творчестве, судьба забрала у нее семейное счастье. Три брака один другого несчастнее, талантливый, но психологически надломленный сын…
23 июня — 130 лет со дня рождения Анны Ахматовой. Она была красивой, чувственной, статной, невероятно гибкой — могла так изогнуться назад, что доставала головой до пола.
И страшно талантливой. Ей восхищались, ее боготворили, ее руки добивались. Но... Несмотря на все достоинства, которыми ее одарила природа, ей отчаянно не везло, особенно с мужским полом.8 тяжёлых лет
А началось всё ещё в детстве. Тогда увлечение поэзией Анечки Горенко не принял самый близкий человек: отец. Он полагал, что давал дочери хорошее образование в Мариинской женской гимназии и на юридическом факультете Высших женских курсов совсем не для того, чтобы она «стишки пописывала». Тогда Анна пошла на принцип. Чтобы не «срамить» имя папеньки, да и вообще чтобы стать совершенно самостоятельной, она взяла себе псевдоним: Ахматова. Якобы в их родословной наследил в своё время некий хан Ахмат. Но папа и тут был очень недоволен выходкой дочери.
Не особо довольна была родня и тогда, когда Анечка вышла замуж. Первый муж — трагедия на всю жизнь. Николай Гумилев влюбился в начинающую поэтессу, как ему тогда казалось, безвозвратно. Он был сражен моментально, она же очень долго держала оборону. Он топился, травился — ничто не могло сломить гордую красавицу. Но, когда в очередной раз, уже не питая иллюзий, он предложил ей руку и сердце, она внезапно согласилась. Быт, маленький сын Лева, трудности семейной жизни всё расставили по своим местам.
Их браку друзья и знакомые изначально прогнозировали максимум месяц, но они продержались вместе целых 8 лет. 8 долгих и тяжелых лет. Гумилев быстро устал от тягот семейной жизни и стал искать себе отдушину. А заодно нашёл и новую музу. Та, другая, была смертельно больна, что вызывало в Гумилеве трепет. Вскоре ее не стало, он стал чаще бывать дома, но рана на сердце обманутой жены не заживала. Ахматова решила развестись.А через три года после расставания новые революционные власти обвинили Гумилева в причастности к заговору и расстреляли. Ахматова и не подозревала, что будет так горевать о первом муже. Плакала, писала стихи. И снова плакала.
Но даже в эти тяжёлые годы Ахматова продолжала пользоваться популярностью. За ней ухаживало много кавалеров, в их число даже затесался граф Валентин Зубов. Но для второго похода под венец граф поэтессе не подошел, она выбрала Владимира Шилейко, поэта, культуролога, ученого. Она увидела в нем «великого человека», он же в ней — вторую маму. Ахматова целыми днями помогала Шилейко в работе, писала, переписывала его труды, готовила ему, убирала, даже колола дрова. Она так замучилась, что снова развелась. Став свободной женщиной, поэтесса произнесла: «Какое же это приятное чувство — развод!»
Но на свободе Анна продержалась всего полгода. Вскоре ее настиг третий брак. Следующим избранником стал искусствовед и по совместительству заместитель наркома просвещения Николай Пунин. Это был поистине странный и удручающий брак. Ахматовой пришлось жить на одной жилплощади с бывшей женой и дочкой Пунина. Говорят, он заставлял ее платить из тех небольших заработков, которые имела Анна, за продукты, которые они ели всей большой семьей. Сын Ахматовой Левушка был отправлен на побывку к бабушке. Но даже в те редкие дни, когда он приезжал к маме, его укладывали спать в общем коридоре. И эта семья распалась.
В 1920-е #Ахматова и Владимир Шилейко подобрали умирающего от голода сенбернара. После их расставания пес остался с Ахматовой. Несмотря на тяжелый быт, она самоотверженно заботилась о Тапе.
Фото: Ира Пунина с сенбернаром Тапом. 1925 год. #ДеньБездомныхЖивотных #ДеньВИстории pic.twitter.com/HebQ6VNdzJ
Лев пережил и это заключение. Он вернулся. Но вернулся другим. Он поверил, что мать-поэтесса во многом повинна в его нелегкой судьбе, перестал ее навещать и общаться с ней.
Анна Ахматова так и не смогла уговорить сына простить ее: он не приходил, даже зная, что мама тяжело больна. Поэтессы не стало 5 марта 1966 года. На ее могиле Лев Гумилев построил каменную стену с портретом матери посередине. Этот портрет символизировал окно, через которое мама в «Крестах» передавала ему передачи.
Свежие комментарии