До 28 апреля столичным предпринимателям, работающим в торговле, нужно оплатить торговый сбор за первый квартал 2025 года — фиксированный ежемесячный платеж, которым облагаются московские объект торговли, например, магазины, киоски, вендинговые автоматы и так далее. Накануне первой в этом году уплаты торгового сбора владельцы вендинговых автоматов стали пугать москвичей: из-за повышения сбора часть привычных горожанам торговых точек закроется, а часть перейдет на нелегальное положение.
Так ли это страшно и стоит ли москвичам ждать вендингового «апокалипсиса»?Торговый сбор был установлен в Москве 1 июля 2015 года и за это время повышался всего два раза — в 2024 году и в этом. При этом владельцы вендинговых автоматов были полностью освобождены от него до 2021 года, а в 2021 году для них установили торговый сбор в размере 4,9 тыс. рублей в квартал, и только в прошлом году его впервые проиндексировали примерно на 6%.
С этого года торговый сбор начали индексировать в соответствии с установленным коэффициентом-дефлятором, который определяет Минэкономразвития РФ. Рассчитан он с учетом инфляции за все время действия этого платежа. Теперь ставка торгового сбора для, например, одного вендингового автомата выросла примерно на 5 тыс. рублей в квартал или чуть меньше, чем на 1,7 тыс. рублей в месяц.
Представители Союза операторов торговых автоматов уверены, что такие расходы разрушат всю экономику их микробизнеса, поэтому до конца года в Москве может закрыться или перейти на полулегальное положение больше половины торговых автоматов города.
Но, как пишут «Известия», многие эксперты считают повышение торгового сбора закономерным шагом, а заявления вендоров — не обоснованными.
«Очевидно, увеличение налогообложения никогда не станет радостью для предпринимателей, но действия властей в данном случае понятны и закономерны: ставки устанавливаются в номинальном выражении, и в условиях высокой инфляции они должны периодически пересматриваться», — уверен руководитель Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов.
Он также напоминает, что долгое время в Москве непосредственно для таких автоматов действовали льготы, освобождающие от уплаты с них торгового сбора, плюс действуют разные программы поддержки малого бизнеса как такового.
Такого же мнения придерживается и директор по суверенным и региональным рейтингам АО «Эксперт РА» Татьяна Тирских, которая напомнила, что шесть лет вендинговые автоматы торговым сбором не облагались, а после его ввода в 2021 году сбор повышался только единожды.
«Кроме того, цены на продукцию в аппаратах, которые выше в среднем по рынку, также значительно выросли за эти десять лет», — добавила она.
Сегодня во многих организациях Москвы, в которых стоят вендинги, активно развиваются альтернативные точки, где можно купить еду и напитки по более доступной цене. Например, в ходе массовой реконструкции медицинских учреждений города в них открываются буфеты и устанавливаются кулеры с водой.
Эту мысль развивает вице-президент Московской Торгово-промышленной палаты Семен Гришаев, который считает тему индексации ставки торгового сбора для вендинговых аппаратов раздутой — если такое небольшое повышение в месяц на один автомат критично, то это может говорить о возможных просчетах владельцев бизнеса.
«Современные предприниматели, даже малые, не должны забывать, что они осуществляют свою деятельность в рыночных условиях, которые подразумевают не только жесткую конкуренцию, но и регулярно изменяющиеся внешние факторы — и это всегда необходимо учитывать в своей стратегии развития», — сообщил он изданию.
Эксперты уверены, что рынок вендинговых автоматов ждет не закрытие, а трансформация.
Основатель компании FreeZ Сергей Корниенко уверен, что аппараты из метро, школ и поликлиник не исчезнут, так как они имеют хорошую рентабельность, а торговый сбор уменьшает московскую часть налога на прибыль.
«Могут исчезнуть аппараты с низкой рентабельностью, но скорее всего они перераспределятся в руки индивидуальных предпринимателей на патенте, которые не платят торговый сбор. Рынок будет больше смотреть на комбинированные аппараты, например, кофе плюс снеки в одном, и офисные микромаркеты самообслуживания, стоимость которых ниже вендинга, а срок окупаемости меньше», — цитируют Корниенко «Известия».
Вендерам придется адаптироваться под рынок, чтобы больше зарабатывать и покрывать возросшие расходы. Небольшие автоматы, в которых почти никто ничего не покупает, закроются или их место займут более современные форматы дистанционной торговли. Но автоматы, установленные в наиболее проходных местах и пользующиеся популярностью у москвичей и гостей столицы, например в аэропортах и на вокзалах, в метро и торговых центрах — наверняка останутся.
Свежие комментарии