На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 030 подписчиков

Директор Музея Победы: «За молодые умы приходится бороться»

Что такое 22 июня, в нашей стране знает каждый. День памяти и скорби. День начала Великой Отечественной. Дата, которая наряду с Днём Победы ежегодно заостряет наше внимание на теме войны.

А ещё это повод задуматься и задать себе вопросы. Всё ли хорошо с нашей памятью? Сможем ли мы передать её детям? Как её не растерять и защитить в мире, который чуть ли не каждый день оглушает нас новыми проблемами? Об этом «АиФ» побеседовал с директором Центрального музея Великой Отечественной войны Александром Школьником.

Музей – «точка сборки»

Константин Кудряшов, «АиФ»: Александр Яковлевич, существуют ли в мире музеи, похожие на Музей Победы?

Александр Школьник: Музеев и мемориалов, посвящённых Второй мировой войне, в мире немало. Но Музей Победы в своём роде уникальный. Он был задуман как крупнейший мемориальный комплекс. Однако за рамки музея-мемориала, призванного просто хранить память, вышел довольно далеко. Сейчас это мощный выставочный центр с собственными фондами, с активной выставочной деятельностью. Одновременно это ещё и центр образовательный, культурно-просветительский. Более того – музей стал центром притяжения патриотических движений, да и вообще всех, кто неравнодушен к истории. Так что вряд ли в мире можно найти что-то подобное – можете мне поверить, я знаю, о чём говорю. С нашими зарубежными коллегами у нас идёт постоянный обмен уникальными экспонатами. Например, в начале июня в музее открылась выставка «Второй фронт», где помимо коллекции из наших фондов представлены раритеты из Музея военной авиации им. Шеннолта из Луизианы, США, и Национального музея военной истории из Люксембурга.

– А что наши музеи? Была же идея объединить все музеи соответствующей тематики в России.

– Если вы о проекте «Территория Победы», который мы запустили два года назад, то он развивается, и довольно интенсивно. Идея создать единое музейное пространство по военной истории XX в. увлекла многих. Причём обратите внимание – мы не делаем разницы между «главными» и «второстепенными» музеями. В проекте участвуют и региональные, и муниципальные, и школьные, и частные музеи – сегодня их уже более 170 по всей стране. Мы постоянно проводим там выставки из наших фондов, онлайн-семинары, совместные акции, флешмобы в соцсетях.

Дети в «живой истории»

– Вы упомянули школьные музеи, и вот что стало интересно. К вам на Поклонную гору часто приходят школьные экскурсии – в рамках урока, например. А бывает так, что дети просто приходят с родителями, бабушками и дедушками?

– В прошлом году к нам пришёл почти миллион посетителей, 60% из них – школьники. И это совсем не обязательно экскурсии. Именно то, что к нам всё больше приходят целыми семьями, я считаю серьёзным достижением музея за последнее время. Например, только за один день – 9 мая – музей принял 150 тысяч человек. Большая часть из них – как раз семьи.

Мы сознательно ориентируемся в первую очередь на детей и подростков. И это не ­какие-то скучные уроки и лекции. Это, если хотите, приближение к «живой» исторической реальности. Потому что те знания, впечатления и эмоции, которые получают у нас школьники, нель­зя получить из Интернета или учебников. Скажем, у нас можно примерить форму красноармейца, оказаться во фронтовой землянке, своими руками собрать и разобрать ружьё, испытать себя на «Партизанской тропе», пройти «Курс молодого бойца» и даже залезть на танк или зенитку. Кстати, мы стараемся сделать так, чтобы ребята не ограничивались разовым посещением. У нас работает детский клуб «Лето Побед», где они проводят целый день – квесты, игры, встречи с интересными людьми... Могу точно сказать, что детям у нас нравится. Многие, побывав здесь прошлым летом, в этом году опять вернулись.

– Не раз приходилось слышать, что с патриотической темой у нас перегибают. С одной стороны, её, мол, слишком много, с другой – иногда она бывает... скажем так – излишне креативной.

– Я бы не сказал, что креатив­ный подход может здесь как-то помешать. В нём нет ничего плохого – наоборот, он может помочь сделать историю и память живой. Другой вопрос – то, что называют креативом, часто сопровождается отсутствием вкуса, отсутствием уважения к традициям и к старшему поколению.

Если же говорить о перегибах в патриотическом воспитании, я бы назвал их скорее проблемами. Это формализм, недостаточность новых идей, современных технологий. За молодые умы нам приходится сегодня, по сути, бороться. Конкурировать с голливудскими блокбастерами и компьютерными играми, которые несут в себе очень мощный пропагандистский заряд, внедряют штампы, направленные против нашей страны, её истории и ценностей. При этом они, как правило, подаются в очень качественном исполнении, с использованием технологий, которые не могут оставить равнодушными молодёжь.

Противопоставить западной пропаганде мы можем две вещи. Первое и самое главное – это историческая правда. Люди, особенно дети, безошибочно реагируют на неискренность. Прошлое нужно показывать честно, раскрывая как славные, так и горькие страницы. Это как в семье, где знание проблем и недостатков не уменьшает любовь к своему дому и уважение к предкам.

И второе – это современность и привлекательность подачи. Иначе говоря, правда должна увлекать, вызывать эмоцию, сопереживание и, как следствие, гордость у подрастающего поколения за нашу историю. История Великой Отечественной войны настолько грандиозная и захватывающая сама по себе, что тут не надо ничего приукрашивать, она просто не может оставить никого равнодушным.

И здесь ситуация, на мой взгляд, меняется в лучшую сторону. За последний год, например, о войне вышло несколько блестящих отечественных фильмов, которые имели большой зрительский успех.

Хотим мы или нет, нам придётся постоянно возвращаться к этой теме. Интерес ко Второй мировой войне растёт во всём мире, и нам, нашим детям очень важно понимать огромную роль нашей страны, нашего народа в победе над фашизмом. Без знания и понимания собственной истории мы окажемся безоружными перед новыми вызовами.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх