На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 029 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Петров
    Экс-полковник СБУ...
  • Леонид Ла Рошель
    Проблема не в том, что Россия собирается напасть на Гейропу, проблема в том, что Гейропа пока не придумала, как напас...Путин: Россия не ...
  • tsan tsan
    Украина на практике демонстрирует Европе смысл русской поговорки :"Пусти свинью за стол, она и ноги на стол".ЕС удержит €5 млр...

«Да-да-нет-да». Почему судьбоносные вопросы решаются на эмоциях?

Четверть века назад в 1993 году, на всероссийском референдуме страна решала важнейшие вопросы своего развития. И то, что до сих пор определяет путь России, было решено тогда в существенной части на эмоциях.

В апреле 1993 года на всероссийский референдум были вынесены четыре вопроса — о доверии президенту Борису Ельцину, отношении к проводимой им и правительством социально-экономической политике, необходимости проведения досрочных выборов президента и народных депутатов страны.

Для того, чтобы правильно «сориентировать» народ, команда Ельцина вбросила в массы слоган «Да-Да-Нет-Да», означающий верный с точки зрения власти набор ответов на референдуме. В историю эта комбинация из четырех слов вошла в качестве яркого и запоминающегося политического лозунга.

Можно вспомнить и броские предвыборные слоганы разных лет — «Голосуй сердцем» и «Голосуй, или проиграешь» (Ельцин), «Очистим Москву от мусора!» («Родина»), «План Путина — победа России!» («Единая Россия»), «Мы за бедных! Мы за русских!» (ЛДПР) и т. д. Или, к примеру, девизы кандидатов в президенты США: «Это экономика, дурачок!» (Билл Клинтон), «Да, мы можем!» (Барак Обама) и «Сделаем Америку снова великой!» (Дональд Трамп). Эффективны ли все подобные «кричалки-хотелки», когда дело доходит до голосования? Чем наши, российские лозунги отличаются от западных образцов? Об этом АиФ.ru рассказал политолог Николай Кузнецов.

Владимир Кожемякин, АиФ.ru: Слоган «Да-Да-Нет-Да» народ воспринял, скорее, с иронией. Работают ли вообще такого рода призывы в политике?

Николай Кузнецов: Это всякий раз зависит от конкретной ситуации. И сказать, например, что «Да-Да-Нет-Да» в чистом виде сработало, нельзя. Сработала тогдашняя ситуация в целом. Фактически, у людей спросили: «На чьей вы стороне — Ельцина или Верховного совета?». Народ и отреагировал — но на эмоциональном уровне. А сам этот слоган он, на мой взгляд, почти не понял.

Обратите внимание, что, на самом деле, у голосующих было всего два варианта ответов: «за» или «против» Ельцина. Организаторы референдума 1993 года нарочно запутали систему вопросов так, чтобы неискушенному человеку было труднее разобраться. Хотя все четыре вопроса, вынесенные на референдум, были ответственными, сложнейшими, и нужно было каждый из них обсуждать отдельно. Но никакой серьезной дискуссии, многочасовых диалогов на тему «А что же нам делать?», не случилось. Это показатель того, что тогда творилось в массовом сознании и СМИ.

На мой взгляд, в России этот и такого рода девизы на рациональном уровне не осмысляются вообще. Для рядового обывателя они слишком сложны, и воспринимаются эмоционально, как некая метка.

— К другим лозунгам того времени — «Голосуй или проиграешь», «Голосуйте сердцем» и т. д. это тоже относится?

— Это тоже были чисто эмоциональные вещи. Это, извините за сексизм, женский подход к политике. Не вслушиваясь в слова, люди реагировали просто на что-нибудь эдакое. Это был либо красивый лозунг, либо симпатичный человек. Неслучайно лозунг «Да-Да-Нет-Да» был наложен на мелодию песни «Звенят ручьи...» — всё это ассоциировалось с весной, обновлением жизни.

В предвыборных слоганах в США — например, трамповском «Сделаем Америку снова великой» есть четкий рациональный посыл. Наши же лозунги простому человеку, как правило, не до конца понятны. Многие перестроечные словечки объяснить народу вообще было невозможно: «ускорение», «демократизация»... А если посмотреть с высоты сегодняшнего положения, то большинство лозунгов в тогдашней истории России были совершенно безграмотны.

Конечно, эмоции в политике работают в любой стране. Но если они забивают мышление и при решении вопросов государственной важности становятся сильнее рассудка — это страшно. Когда человек не понимает, что происходит в обществе, у него формируется некая фантастическая картина общественной жизни. А дальше выходит Чубайс, и говорит: «Даешь приватизацию и ваучеры!». Или Ельцин: «Берите суверенитета, сколько сможете!». И какие-нибудь бабушки, не понимая, о чём вообще речь, за это голосуют.

— Вам не кажется, что постепенно народ вообще перестал обращать внимание на предвыборные программы и тезисы? И сами кандидаты тоже отказались от подробного объяснения того, с чем они, собственно, идут на выборы, — видимо, понимая, что все это избирателям до лампочки. Электорат голосует сердцем, как и предлагалось. Или как на митинге в толпе...

— Толпа на митинге всегда «без головы», но с сердцем. А предвыборная программа — это обращение к разуму. Зачем её составлять, если все равно никто не читает? Обратите внимание, у нас самый успешный из профессиональных политиков — Жириновский, выступления которого целиком состоят из митинговых лозунгов. Он искусно владеет толпой.

В 1993-м, в один из самых сложных и опасных периодов в истории России, все решалось именно на эмоциях. Какие были бешеные крики в парламенте и на телеэкране с обеих сторон! Разделение политиков шло исключительно по принципу: «наш — не наш», «переметнулся — не переметнулся» и т. д.

— А сейчас такие лозунги в России есть?

— Есть неявный эмоциональный посыл, который формально, может быть, ещё не преобразовался в слоган. Это желание стабильности, защиты от внешней угрозы и внутреннего хаоса, желание безопасности в первую очередь. Оно не было сформулировано как отдельный призыв, но пропитывало собой всю минувшую предвыборную кампанию. Страх лишиться всего перечисленного у народа есть. А о деталях люди просто не задумываются.

Так что и последние выборы президента РФ в марте тоже проходили главным образом на эмоциях. До сих пор на разного рода политологических ток-шоу почти не встретишь нормального содержательного обсуждения — сплошные истерические выкрики. Если бы у зрителя преобладало рациональное мышление, он такие передачи смотреть бы не стал. А наш народ их смотрит, и они имеют очень большой рейтинг.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх