На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 342 подписчика

Свежие комментарии

  • Eduard
    Поддерживать страну с такой историей?Политик Дюпон-Энь...
  • Eduard
    Украину страну,где был переворот,началась Гражданская война,сбили бринг с европейцами и прочим!Политик Дюпон-Энь...
  • Юрий Зубрин
    А почему она ,Россия ,должна его "любить "? Если пиндосы используют его как средство шантажа и давления на Россию,так...Песков опроверг н...

Классик русского пейзажа. Как смотреть выставку Исаака Левитана

В еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф», на которой показано, как режиссеры «делали Левитана» на основе пейзажей художника.

«Для просмотра выставки не нужны какие-то знания ни о художнике, ни о кинематографе, это исключительно визуальный опыт, который можно пережить здесь и сейчас», — рассказала АиФ.

ru Мария Насимова, куратор выставки «Исаак Левитан и авторский кинематограф», которая открывается в четверг, 4 октября, в Еврейском музее и центре толерантности.

Смотреть экспонаты Насимова предлагает так: нужно сесть на лавочке перед одним из экранов, посмотреть фрагменты из фильмов известных советских и российских режиссеров — и найти среди картин Левитана похожие композиции.

На выставке представлено более тридцати работ знаменитого русского художника-пейзажиста XIX века. При этом на четырех экранах, расположенных на каждой из стен выставочного пространства, показывают кадры из лент Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и многих других.

Занятие действительно получается увлекательным. Кадры из фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» удивительным образом перекликаются с картиной «Облачный день», «Возвращение» Андрея Звягинцева — с «Туманом над водой», а эпизод из «Уроков французского» Евгения Ташкова очевидно вдохновлен полотном «К вечеру (вновь я посетил)».

Идея выставки родилась из кинематографической байки, рассказывает Насимова: режиссер иногда просит оператора «снять Левитана». Этот неформальный термин означает длинный план природы, который может длиться целых полторы минуты; в фильмах он характеризует персонажа и его душевное состояние.

Картины для выставки предоставили Третьяковская галерея, Русский музей, иерусалимский Музей Израиля, Плёсский историко-художественный заповедник и другие организации. Впрочем, сетует куратор, собрать все полотна Левитана, которые наиболее очевидно совпадают с их кинематографическим воплощением, не удалось. Но такие художественно-кинематографические «пары» размещены в проекте «Русская тоска» (доступен на сайте Еврейского музея), где заодно можно с помощью интерактивной карты России увидеть места, которые рисовал Левитан, и места, которые снимали кинематографисты.

«Название этого проекта выбрано, чтобы передать атмосферу, которую создает Левитан, ведь его пейзажи вызывают именно это чувство: в них чувствуется тоска, печаль, единение с собой», — делится Насимова.

На выставке похожую роль выполняют березки у входа. Ну а фильмы представляют практически весь отечественный кинематограф 20-го и начала 21-го века.

«У Левитана была непростая, тяжелая судьба, он родился в бедной еврейской семье, вынужден был из-за ограничений черты оседлости переезжать с места на место, — напомнил перед открытием выставки гендиректор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. — Но ему удалось стать известным и великим уже при жизни, ведь бывая в разных местах, он впитывал красоту русской природы. Он художник русской природы и признанный классик русского пейзажа».

Выставка проходит при поддержке банка ВТБ.

 

Ссылка на первоисточник
наверх