На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 040 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила
    Если ты фашисту с ружьем Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что родиной мы зовем,— Знай: никт...Посол Антонов: ВС...
  • Eduard
    Мудаку заняться нечем?Свои яйца прострели,ублюдок!Старовойт: в Курс...
  • лина любимцева
    Да... НЕТ СЛОВ... Такой позорище!...РИА Новости: замм...

Кардиолог Ирина Чазова: «Не надо оздоравливаться через силу!»

Об этом и многом другом мы беседуем с главным внештатным специалистом-кардиологом Минздрава РФ, директором Российского кардиологического научно-производственного комплекса, членом-корреспондентом РАН, доктором медицинских наук, профессором Ириной Чазовой.

Фактор риска

Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Ирина Евгеньевна, какова сегодня структура заболеваемости сердечно-сосудистой патологией у нас в стране?

Ирина Чазова: На первом месте – артериальная гипертония (ею страдают 39,9% кардиологических больных), затем идёт ишемическая болезнь сердца (23%), болезни сосудов мозга (21,6%) и другие заболевания (кардиомиопатии, сложные аритмии, лёгочная гипертензия) – на их долю приходится 15,5% заболевших.

Если же посмотреть на структуру причин смертности, картина будет совершенно другая. На первое место здесь выходит ишемическая болезнь сердца (на неё приходится 53% смертей), на инфаркт миокарда – 13%, на заболевания сосудов мозга – 31%, а на гипертоническую болезнь – 2%.

– А кто чаще всего болеет и умирает – пожилые?

– Чаще всего, да. Однако в блоке интенсивной терапии нашего кардиоцентра мы нередко видим и совсем молодых пациентов – мужчин в возрасте 30 лет, которые занимаются спортом, правильно питаются, но всё равно заболевают. Причём весьма тяжело.

– С чем это связано?

– Думаю, одна из ключевых причин – наследственный фактор. В част­ности, это может быть связано с нарушениями в свёртывающей системе крови. Нам достоверно известно, что существуют генетические механизмы, которые ведут к образованию тромбов и даже жизнеугрожающим нарушениям ритма. И нам предстоит ещё анализировать полученный материал.

Успехи есть!

– Многие ваши коллеги высоко оценили сосудистую программу, благодаря которой у нас в стране появились первичные сосудистые отделения и крупные сосудистые центры. А на ваш взгляд, результаты от этих усилий есть?

– Есть. Доказательство тому – снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний за последние пять лет. Я много езжу по стране, и то, что я вижу, меня радует.

– Кто в передовиках?

– Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, это Татарстан, Красноярский край, Омская, Нижегородская, Оренбургская, Ярославская, Калужская, Астраханская области, Краснодарский край. Не могу не сказать и о Еврейской автономной области. Раньше в этом регионе была большая проблема с кадрами, с организацией лечебной помощи, но с приходом нового руководства региона и там постепенно выравнивается ситуация.

– Как и многие другие медицинские службы, система кар­диологической помощи в последнее время претерпела серьёзную ре­организацию. Не стала ли она после этого менее доступной?

– Нет. Одно время у нас в стране хотели отменить квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь и перевести всю её в систему ОМС, но в нынешней сложной экономической ситуации это решили отложить. В то же время некоторые процедуры (такие как установка несложных кардиостимуляторов, чрескожные вмешательства при остром коронарном синдроме, при нестабильной ИБС и т. д.) теперь не требуют квоты. Их можно получить тогда, когда это необходимо, в рамках ОМС.

Без фанатизма!

– В последние годы что-то новое в диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний появилось?

– Вынуждена вас разочаровать. В последние годы ничего, переворачивающего наши представления о диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний, не произошло. Идёт процесс накопления знаний и умений. Поверьте, если бы все пациенты, к примеру, с артериальной гипертонией, правильно лечились теми препаратами, которые у нас уже есть, мы могли бы контролировать артериальное давление на целевых уровнях как минимум у 90% больных.

– Что же этому мешает: лень пациентов или недостаточная квалификация врачей?

– И то и другое. Кстати, сейчас в Минздраве идёт большая работа по изменению системы последипломного образования врачей. Не только кардиологов, но и врачей другого профиля – терапевтов, к которым в первую очередь и обращаются пациенты с артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца. Хотя, конечно, необходима и система мотивации врачей. Нужно материально поддерживать тех из них, кто активно занимается самообразованием.

– Ну а наша газета активно занимается образованием наших читателей. Что, как главный кардиолог, вы можете им пожелать?

– Меньше есть и больше двигаться, не переживать по пустякам. А ещё я бы посоветовала не делать из здорового образа жизни фетиша. Не надо оздоравливаться через силу! И даже если у вас повышено артериальное давление, а вы, к примеру, хотите съесть кусочек селёдки, раз в неделю вы вполне можете себе это позволить. Главное – соблюдать чувство меры.

Памятка кардиобольным

Профессор Ирина Чазова рекомендует:

Не бросайте приём прописанных вам лекарств, даже если ваше состояние улучшилось. Сердечно-сосудистые заболевания не лечатся курсом, препараты нужно принимать постоянно.

Регулярно контролируйте артериальное давление, а если у вас ишемическая болезнь сердца – показатели липидного обмена.

Контролируйте своё состояние при приёме лекарств. Так, при приёме статинов нужно следить за показателями функции печени, а при приёме антикоагулянтов – за показателями свёртывающей системы крови и состоянием желудочно-кишечного тракта.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх