На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 030 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Щербаков
    Кирби конченая, лживая пиндосовская проститутка.....Кирби оскорбил чи...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Он идиот из психушки на роже написано.Кирби оскорбил чи...
  • зуфар юсупов
    Вывести нафиг миротворцев. Азербайджан как раз требует возврата четырёх населённых пунктов. Всё нужно делать вовремя.Лавров: Армения п...

Битва за Север. Что даёт России освоение Арктики?

До 2020 г. планируется по­строить ещё два ледокола нового типа — «Сибирь» и «Урал». Эксперты считают, что строительство дорогостоящих судов (общая стоимость проекта — 121 млрд руб.) окупится в будущем, ведь неосвоенная территория арктического шельфа — это крупнейшая в мире кладовая природных ресурсов. Но только ли ради них Россия участвует в «арктической гонке»? Ведь здравый смысл подсказывает: сейчас добыча этих углеводородов экономически нерентабельна. А когда будут разработаны нужные технологии, человечество, вероятно, уже освоит новый вид энергии, который превратит арк­тические нефть и газ в топливо вчерашнего дня.

Золотое дно

В августе 2016 г. профильная комиссия ООН приступила к рассмотрению заявки России на расширение границ континентального шельфа в Арктике. Нашими учёными были собраны доказательства того, что значительная часть дна Северного Ледовитого океана (подводные хребты Ломоносова и Менделеева) является продолжением континентальной плиты. Согласно Конвенции по морскому праву это означает, что экономическая зона, принадлежащая России, может быть расширена за пределы 200 морских миль. Но на те же арктические территории претендует Канада, уже подавшая свою заявку в ООН в 2013 г. и сейчас готовящая ещё одну. Среди других стран, нацеленных на раздел «арктического пирога», — США, Дания и Норвегия.

«Как бы Арктику ни делили, России всё равно достанется больше всех, потому что у нас территория большая. И кое-кому это не даёт покоя, — убеждён Анатолий Золотухин, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа им. Губкина. — В российской Арктике, по нашим оценкам, может содержаться до 100 млрд тонн нефтяного эквивалента (условное топливо. — Ред.)». Чтобы проще было представить: 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений находятся именно там, на дне арктических морей и сурового океана. По расчётам экспертов ООН, стоимость этих природных ресурсов составляет 28 триллионов долларов. Причём почти все запасы природного газа, что есть в этом огромном регионе Земли, сосредоточены именно у берегов России. В Баренцевом и Карском морях выявлено более 200 перспективных для разработки объектов. Иначе говоря, Арктика — это «золотое дно». Но проблема в том, что это дно ледяного океана, а на поверхности экстремальные климатические условия. И, пока цены на углеводороды недостаточно высоки, вести добычу нефти и газа там будет нецелесообразно.

«Но дело ведь не только в полезных ископаемых. Перед нами в Арктике стоит целый ряд стратегических задач, — говорит Артур Чилингаров, доктор географических наук, первый вице-президент Русского географического общества. — Одна из них — возрождение Северного морского пути. Это важный торговый маршрут международного значения. Он имеет целый ряд преимуществ перед морским путём, связывающим Европу с Азией через Суэцкий канал, — это экономия топлива и времени, уменьшение всевозможных расходов. Северный морской путь после развала СССР долго не был востребован. Но мы сохранили наш атомный ледокольный флот, строим новые ледоколы. И Севморпуть ожил, зарубежные компании всё чаще выбирают его для грузовых перевозок. Это значит, что в города и посёлки российской Арктики возвращается жизнь, там создаются хорошие условия, появляются рабочие места с высокой зарплатой».

Первый проход по Северному морскому пути иностранного коммерческого судна в сопровождении наших ледоколов состоялся в 2009 г. Особый интерес к этому транспортному коридору проявляют китайцы. Прогнозируется, что к 2021 г. объёмы грузоперевозок по Севморпути возрастут в 10 раз.

Арктический «щит»

Но есть кое-что важнее углеводородного сырья и грузовых перевозок. Контроль над Арктикой необходим России прежде всего для того, чтобы обеспечить безопасность своей территории. Именно через полярные широты пролегают оптимальные траек­тории полёта стратегических ракет. И поразить российские военные шахты в Сибири американские томагавки способны только из Арктики.

В годы холодной войны на островах Северного Ледовитого океана был создан мощный «щит», призванный спасти СССР в случае агрессии со стороны США. В Арктике строились военные базы (в первую очередь ПВО), аэродромы, локаторные станции. Это была огромная инфраструктура, которая щедро снабжалась с материка. Даже в составе мирных научных экспедиций, круглогодично работавших на дрейфующих льдинах, всегда был полярник-гидрограф, делавший замеры рельефа морского дна в интересах Министерства обороны. Никто тогда не сомневался, что под арктическими льдами шастают американские подводные лодки, готовые нанести ракетный удар.

В 1990-е российские военные из Арктики ушли, оставив только пограничников. Но теперь они туда возвращаются. За последние пару лет за полярным кругом развёрнута полноценная войсковая группировка, там проходят учения, а десантники высаживаются прямо на льдины. В то время как у США никаких серьёзных баз в Арктике нет, Россия постоянно расширяет военное присутствие в регионе. Так, в декабре было объявлено, что Военно-морской флот РФ получит в 2017 г. две новые станции. «Идёт освоение арктической территории, мы принимаем в этом году две полярные станции — на острове Котельный и на острове Земля Александры, который входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа», — сообщил журналистам Николай Евменов, командующий Северным флотом.

Арктика — это стратегически важный для России регион, оставить который в современных геополитических условиях будет равноценно самоубийству. Но наш интерес к этим огромным необжитым территориям, стремление освоить их имеют и более глубокую, философскую причину. «Это наша тяга к само­преодолению, к победе над самими собой, — уверен А. Чилингаров. — Ведь победа — наша национальная черта. Никуда нам от неё не уйти».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх