На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 038 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Лазарев
    Что решил "накол", то это все праильно, все это клево - хватит наши ребятам умирать за тех, кто выбрал эту тварь, кто...Пашинян: российск...
  • Юрий Зубрин
    И эта ПАСКУДА ведет себя таким образом!?Не человек ,падаль рода звериного!Блогер напомнил о...
  • Юрий Зубрин
    Значит и Столтенберг является законной военной ЦЕЛЬЮ!Уничтожить !Депутат Ивлев: уд...

Без пафоса и политики. Рецензия на фильм «Крымчане»

В столице прошел первый показ фильма Ашота Джазояна «Крымчане».

С первых кадров зрителя захлестывают морские волны, ведь, именно с морем ассоциируется полуостров у большинства. Отдых, курорт, пляжи и пионерские лагеря — целые поколения приезжали летом в Крым. В последние 4 года, безусловно, полуостров сменил амплуа. Многие журналисты и кинематографисты показывали нам Крым исключительно в контексте политики. Пожалуй, сегодня среднестатистический россиянин больше знает о первых лицах полуострова и его политическом бомонде, чем, скажем, о губернаторе соседнего региона. Джазоян категорически отказался от приевшихся клише. Хотите увидеть настоящий Крым, узнайте его людей. «Мы только тогда поймем Крым, когда поймем его жителей. Ведь, это не только полуостров, исторические памятники, это тысячелетняя история. Как говорит один из наших героев — археолог в Херсонесе: "Крым — это котел, где переплавились сотни народов, которые оставили для нас бесценный исторический, археологический, этнографический материал". Если мы через людей раскроем Крым, тогда и в России и во всем мире поймут что это за полуостров и кто там живет. Здесь каждый несет свое пространство, свою историю, а мы просто за ними наблюдали», — рассказал режиссер.

Камера деликатно показывает и рассказывает без имен и титров: вот рыбаки — потомки древних эллинов, также как и тысячелетия назад выходят в море, с трудом затягивают переполненные рыбой сети в свои лодки, правда теперь эти лодки с мотором, а так все, как и раньше — те же разговоры о ветре и течениях, о том, что у мыса сегодня идет барабулька, а спустя месяц будет много ставриды. Армянская семья показывает свою реликвию — документ, в котором прописано, что их предок был настоятелем древнего монастыря, а сегодня его потомки стали прихожанами этой старенькой армянской церкви. Крымские татары рассуждают об урожае и с гордостью показывают дом, который построили своими руками. Молодой крымский журналист Владислав Осипов назвал картину Джазояна фильмом с душой: «Чувствуется, что фильм снимал не крымчанин, а человек, который приехал со стороны и увидел полуостров, каким он нам был близок всегда. Т.е. все время есть ощущение, что время законсервировалось или вообще времени нет в этом фильме. Все что в нем снято можно было снять и в 60-е, и в 70-е, и в 90-е — ничего не изменилось. А все эти истории они вечные, как и герои, и их темы. Мне кажется, и через 50 лет будут те же рыбаки, тот же домик Чехова, музей Волошина в Коктебеле, и будет та же "Нахимка", где будут учиться юные моряки. Фильм ценен именно этим, что показана суть вещей Крыма, его душа».

Лаконичные истории людей, словно пазлы, один за другим, составляют картину, которая больше расскажет о полуострове, чем любой учебник истории. В фильме собраны мнения и взгляды, людей, которые никогда бы не попали «в телевизор», ибо некогда, слишком полна их жизнь семьей, каждодневным трудом, прочими обыденными заботами, да и не стремятся они туда, а лишь удивляются, чем же они смогли заинтересовать столичного режиссера. Все, что они делают на камеру, просто и обычно, каждодневно. Вот реставрируют старинные ковры в ханском дворце Бахчисарая, вот идет троллейбус на самой длинной трассе Симферополь-Ялта, а это священник борется с граффити, которыми нерадивая молодежь исчеркала старинные кельи древнего храма в Качи-Кальоне, кто-то придумывает детские утренники в домике Волошина, что в Коктебеле, а кто-то собирает урожай винограда в Нижнегорске. Их много простых и незамысловатых историй, собранных вместе в один большой портрет.

«На мой взгляд, до фильма Джазояна нам показывали или залакированный официоз или придумки в свою пользу. Больше во всероссийском масштабе ничего сделано не было. А эта работа нас приводит к тому, что о Крыме нужно говорить правду, а у каждого она своя и вот из этих крупинок и сложится общее правдивое впечатление. Мне понравился взгляд на Севастополь — это лоск, это суть города — флотское, морское начало. Это отражено очень достойно. Расстроила некая неухоженность остального Крыма, и это объяснимо, это вызвано 23 годами пребывания полуострова в составе Украины. Сейчас, конечно, ситуация меняется», — поделился своим впечатлением председатель Севастопольского отделения «Союза журналистов России» Сергей Горбачов.

Фильм получился очень камерный, не смотря на формат. Вроде виден размах — камера то взлетает вверх и фиксирует крымские красоты с высоты птичьего полета, то медленно скользит по старой Ялтинской дороге вместе с неторопливым троллейбусом. Города и поселки, горы и виноградники, судьбы и истории сменяют друг друга достаточно часто, предоставляя море информации для размышления. Чувство, которое не покидает, что смотришь не через экран, а сам участвуешь в иммерсивной картине. Все выводы и понятия, которые зритель выносит из зала после просмотра они не режиссерские, а очень личные. А ведь и действительно, хотите увидеть настоящий Крым, узнайте его жителей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх