На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 038 подписчиков

Свежие комментарии

  • leonid
    Пожизненное заключение без права выхода. Пусть там сдохнет.Прокуратура показ...
  • leonid
    Шмыгаль, перестань шмыгать носом и утрись. Ты как будто не знаешь, что обещанного три года ждут. Вчера родился, да?Шмыгаль: Киеву за...
  • Ирина Некрасова
    Озверел совсем автолюбитель?! Тормоза в башке нет? В 22 года - и уже такая мразь, убийца... Свою жизнь загубил - не ж...Прокуратура показ...

Настоящий квест на природе. Почему детям необходимы походы

25 московских школ собрали группы для активного отдыха в Краснодарском крае и 31 школа - для походов в Карелии.

Незабываемые поездки организует «Лаборатория путешествий» известного полярного путешественника Матвея Шпаро, чьё имя - гарантия детской безопасности и глубокого смысла путешествий с рюкзаком за плечами.

Где учат принимать решения

Инна Алейникова, «АиФ»: Матвей Дмитриевич, при всём разнообразии маршрутов что их объединяет?

Матвей Шпаро: Походы в любом из регионов объединяет смысл, который мы закладываем в наши программы. По большому счёту, сам маршрут не так важен - ты всё равно познакомишься с природой, на юге и севере своя красота. Важно, что в течение длительного отрезка времени у ребят возникает необходимость по многу раз в день принимать решения: идти налево или направо, остановиться сейчас или через час, приготовить горячий обед или ограничиться сухим пайком и чаем... Конечно, специалисты находятся рядом, но большая часть решений отдаётся детям. Это полноценный тренинг: если человек за короткое время принял 100-150 решений, то он научился их принимать.

Мы очень часто слышим, как современные подростки на все вопросы отвечают: «Ну я не знаю... Посмотрим...» Мне кажется, это происходит потому, что они не умеют и боятся принимать решения. Поэтому наши путешествия учат ответственности за свой выбор и самостоятельности. В школе и семье не так много ситуаций, позволяющих развивать эту сторону личности.

- Маршруты сложные?

- Не очень сложные, потому что ребята не являются большими специалистами в туризме, некоторые вообще ни разу не ходили в поход. Но если они посещали уроки физкультуры - бегали, прыгали, отжимались - и у них в целом нормальное развитие, то этого хватит. А благодаря тому, что дети окажутся в активном путешествии, они вернутся в гораздо лучшей физической форме.

Программы разнообразные, и одновременно на маршруте могут находиться 20 групп.

- Какие места в России вы выбрали для отдыха подростков?

- И в советское время, и сейчас наиболее туристическим регионом с точки зрения активности является Карелия. В июле и августе в Карелии довольно тепло. Существует базовый лагерь в уединённом месте Муезерского района, на берегу Мергубского озера, которое соединяется с одной из самых популярных карельских рек - Чирка-Кемь. Это развитая водная сеть, у реки очень много притоков, друг с другом соединяются многочисленные озёра, что позволяет в ограниченном радиусе предложить ребятам выбор наиболее интересного маршрута. Кто-то хочет расслабиться и порыбачить, кто-то - отдохнуть со спортивными нагрузками.

Краснодарский край у обывателя связан с отдыхом на побережье. А наши ребята отправляются к морю не сразу (некоторые и вовсе отказываются от маршрутов, затрагивающих пляж). Сперва они добираются в Мостовский район, удалённый от побережья на 80 километров. По одной из программ после подготовки в базовом лагере ребята проходят через горы и спускаются к морю. В советское время были так называемые номерные туристические маршруты, и это знаменитая «тридцатка». С одной стороны, ледники, где можно поиграть в снежки, а с другой - жара 30 градусов и купание в Чёрном море. То есть программа построена на контрастах.

Шаг за шагом

- Когда у семьи нет опыта походной жизни, есть вероятность, что ребёнку родители купят не то снаряжение.

- Так как мы преимущественно работаем с теми, кто пока не ходил в походы, то обеспечиваем снаряжением сами, ребятам не нужно приобретать ничего своего. Наша философия отличает нас от специализированных кружков и секций, мы даём ребятам возможность только по-грузиться в мир путешествий, и, прежде чем напрягать родителей покупкой палатки, спальника и коврика, они должны понять, нравится им путешествовать или нет. Нельзя сказать, что все дети потом идут в поход второй раз. Кому-то не понравилось - и это хорошо: ребёнок определил для себя, что ему больше нравятся танцы, рисование или другой вид дополнительного образования. Важно попробовать, и мы даём лёгкую и интересную возможность это сделать.

Уже потом, если полюбились походы и школьник решит на следующий год пойти в более сложное путешествие, он, например, попросит родителей купить рюкзак чуть легче того, что даём мы, чтобы сэкономить 400 граммов и взять с собой фотоаппарат. Или ребёнок может захотеть собственный спальный мешок, хотя мы предлагаем чистые спальники с постиранными вкладышами. Тогда он выберет в магазине компактный, лёгкий, специально для того похода, в который пойдёт. Но это будут следующие шаги.

- Семьи вообще избавлены от трат на походы с вашей лабораторией?

- Мы работаем с организованными группами от школ. Желающих много, и школы распределены за полгода. Если группы составлены из ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или из детей с ОВЗ, их поход полностью оплачивается из городского бюджета. Поездки тех, кто не попадает в эти категории, проходят при финансовой поддержке школ.

Без уроков, но с директором

- Кто из взрослых сопровождает школьников?

- С группой из 10 детей едут двое взрослых - сопровождающий от школы и представитель «Лаборатории путешествий». Наши сотрудники - официальные инструкторы детско-юношеского туризма с большим опытом похожих путешествий. И эти люди не просто были участниками, а руководили походами высокой категории сложности. Кроме того, все они прошли 300-400 часов обучения на курсах.

- В походе дети открывают новые грани общения со сверстниками. С педагогом, сопровождающим их из школы, тоже отношения становятся иными?

- В поход сходить сложно, это сплачивает, учитель на другом уровне воспринимается у детей и родителей, становится им ближе. Помню, как я шёл по коридору с директором школы № 444 Павлом Северинцем и слышал шёпот детей: «Директор ходил с нами в поход!» Сейчас мы разрабатываем специальный маршрут в горах Краснодарского края, чтобы ближайшей осенью школьников в походе сопроводил руководитель школы. Если наберётся 8-10 московских школ с отважными директорами, которые решат так себя проявить, мне кажется, это замечательно! Может быть, это будет новый тренд для московских директоров и появится даже хештег - #директорВпоход.

Кстати

Мы приехали проводить школьников на Казанский вокзал и встретили на платформе весёлую компанию, ожидающую поезд в Краснодарский край. Родители как раз давали последние наставления - слушаться взрослых, не уходить далеко, не лазать по скалам и беречь себя. После того, как им рассказали, что медики и бригада быстрого реагирования всегда наготове, успокоенные взрослые разъехались по домам.

Ребята из школы № 2065 рассказали нам, что к походу готовились - изучали, как ориентироваться на местности, собирать палатку, разжигать костёр и готовить. У бывалого туриста 9-классника Ильи за плечами гитара. Её сразу и не заметишь: Илья будет петь у костра свои любимые англоязычные песни под аккомпанемент мини-гитары укулеле. Он предупреждает одноклассников, что, проговорив в палатке полночи, трудно будет вставать по утрам. И ещё из личного опыта делится рецептом шоколадных пирожных на костре: «Какао, сухое молоко - и всё прекрасно!»

Многим из тех, кто вскоре махал нам на прощание из окна вагона, будет непросто, когда в походе сядет батарея на любимом гаджете, а ближайшую розетку ты увидишь только через три недели. Но такая потеря незначительна, ведь взамен - настоящий квест на природе.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх