На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 030 подписчиков

Свежие комментарии

Вашего хутора нет на карте. Как стройка аэропорта повлияла на жизнь селян

«Мост-призрак»

Самая ходовая обувь в хуторе Каменный Брод — резиновые сапоги. Улицы населённого пункта превратились в раскисшее месиво с коричневой жижей, и идти по ним можно только в такой обуви.

«Тяжёлая техника ездила к месту строительства дороги до аэропорта Платов Ростова-на-Дону по этому мосту, так как это самый короткий путь. В результате мост не выдержал, часть опоры разрушилась», — рассказывает Вячеслав Бережной, живущий за путепроводом через реку Тузлов. По его словам, селяне однажды даже поставили бетонные блоки, чтобы грузовые машины не прошли, но защита не сработала: строители оттащили ограждение и вновь продолжили тут ездить.

По опасному переходу без освещения сельские дети утром ходят на остановку, потому что школьный автобус не рискует сюда заезжать.

Под напором селян строители всё же провели «скоропомощные» работы: укрепили опоры, предотвратив дальнейшее возможное разрушение.

Но капитально ремонтировать объект пока не собираются. Ответ простой: этого инженерного сооружения... нет на балансе местной администрации. Не стоит на «довольствии» (обслуживании) и разбитая строителями сельская дорога. По ней хуторяне добираются до центра поселения. Дороги в Каменном Броде в неважном состоянии были всегда. Хутор находится вдалеке от райцентра, — слободы Родионово-Несветайской — и он больше связан хозяйственными узами с соседним Аксайским районом. Поэтому высокие чиновники редко сюда заглядывают, не говоря уже о достаточном выделении бюджетных денег на содержание инфраструктуры.

Ещё с советских времён повелось, что внутридорожную сеть возводили за счёт местных колхозов. Так был построен мост, асфальтированы улицы. Поэтому на строящуюся вблизи трассу Ростов-на-Дону—аэропорт Платов хуторяне возлагали большие надежды. По ней и до Ростова добраться было бы легко, (всего 12 км) и думали, что хуторские дороги приведут в божеский вид. Но надежды не оправдались.

Отрезали как ненужный ломоть

Федеральная стройка внесла и другие коррективы в жизнь хуторян: дорога на аэропорт отрезала часть хутора.

«Мы искали уединённое, умиротворённое место. Купили здесь дом три года назад и были очень довольны: кабанчики и зайцы бегали, куропатки в лесочке жили. Но с появлением шоссе мы оказались изолированными. Теперь, чтобы добраться до трассы на Ростов, нам приходится делать большой крюк», — делится впечатлением Елена, живущая на отрезанной улице Аксайской.

Отрезанными оказались три домовладения хутора Каменный Брод и дома близлежащих станиц Камышеваха и Грушевская, относящиеся к другому, Аксайскому району. Но соседи пользовались каменнобродскими дорогами, потому что так было ближе.

В период строительства местные жители как-то поинтересовались у инженеров: будет ли съезд с дороги в направлении хутора Каменный Брод? На что получили ответ: хутора с таким названием на карте нет, поэтому никаких съездов здесь не предусмотрено...

Надежда Тихонова — старожил здешних мест, помнит, как дружили Каменный Брод и Камышеваха, ходили в гости друг к другу, сватали, женились. Теперь связи нарушены, сельские дороги перепаханы, а новых нет.

«У меня пять тысяч рублей всегда лежат заначкой, оставляю на непредвиденные обстоятельства, потому что сюда даже скорая помощь не приедет. Видели, во что речка Тузлов превратилась после стройки? Ручей грязный! А здесь рыба на нерест шла, наши предки купались, а мои внуки теперь в это болото не хотят заходить», — говорит Надежда.

Дорога-фейк?

Каменнобродцы показывают отрезок заасфальтированной дороги под мостом, которая обрывается с двух концов в чистом поле. Они называют её «дорога-фейк» и уверены, что её сделали для отвода глаз, чтобы проезжающие большие чиновники видели, как строители позаботились о местном населении. И действительно, двухсотметровый участок больше похож на декорацию, ведь по нему никто не ездит.

«Это как раз те проезды, которые сделали для связи разобщенных территорий, куда могут быть подведены хуторские дороги, но эту внутреннюю связь дальше должны прокладывать местные власти, — говорит начальник управления строительства и реконструкции автомобильных дорог Министерства транспорта Ростовской области Маргос Тшлангян. — Как раз эта дорога должна соединить хутора, разделённые шоссе Ростов — Платов. С точки зрения развития дорожной сети у сельских населённых пунктов вдоль автотрассы появилось ещё больше возможностей для связи и развития».

По словам специалиста, существовавшую транспортную схему только улучшили, но её необходимо довести до ума. А это уже забота сельской администрации. «Мы достаточно тщательно подошли к проектированию и строительству дороги Ростов — Платов: обеспечили возможность для сельхозтехники пересекать эту дорогу, чтобы местные жители могли перемещаться, не заезжая на трассу, — добавляет Тшлангян. — Дороги в хуторе также нужно ремонтировать, но основанием для выделения финансовых средств на это должна стать проектная документация от муниципального образования. Но на данный момент инициативы от поселения не поступало».

Замкнутый круг

Житель Каменного Брода Михаил Ширилин говорит, что отремонтировать дорогу до райцентра — хутора Родионовка — обещали ещё в 2014 году.

«Сельский глава один обещал, потом другой. Наконец письмо пришло, что в 2019 году отремонтируют», — говорит Ширилин. А вот как и кто будет строить дороги между хуторами, не уточнили. Проблема в том, что у фермеров их традиционные маршруты движения комбайнов и другой спецтехники нарушились. Да, им оставили специально организованные места под дорогой, и теперь задача крестьян в том, чтобы совместно с местными администрациями разработать и сделать сеть внутренних грунтовых дорог для передвижения транспорта. Получается замкнутый круг: земли находятся в частной собственности, и их владельцам придётся жертвовать своими территориями-кормилицами для общедоступной дороги. Пойдут ли на такие потери землевладельцы ради общего благополучия земляков?

Как отметил Маргос Тшлангян, сегодня есть такая тенденция в России: местные власти стараются свои полномочия передать в областной центр, в итоге сами становятся безучастными, и такая позиция сельских чиновников не в лучшую сторону отражается на жизни малых населённых пунктов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх