На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 038 подписчиков

Свежие комментарии

  • leonid
    Пожизненное заключение без права выхода. Пусть там сдохнет.Прокуратура показ...
  • leonid
    Шмыгаль, перестань шмыгать носом и утрись. Ты как будто не знаешь, что обещанного три года ждут. Вчера родился, да?Шмыгаль: Киеву за...
  • Ирина Некрасова
    Озверел совсем автолюбитель?! Тормоза в башке нет? В 22 года - и уже такая мразь, убийца... Свою жизнь загубил - не ж...Прокуратура показ...

Жизнь, короткая, как выстрел. История фотографии и судьбы бойца спецназа

19 августа исполнилось 36 лет со времени создания Управления «Вымпел» Центра специального назначения ФСБ России. Разведывательно-диверсионное подразделение, рождённое в недрах КГБ СССР для проведения специальных заданий за рубежом, прошло долгий путь, прежде чем стать ядром сил по борьбе с терроризмом. Нелёгкая служба его сотрудников проходит под грифом «совершенно секретно», а их имена и фамилии часто становятся известными только после гибели.

Это как раз такая история: о том, что стало известно после гибели героя. О короткой, как выстрел, жизни снайпера «Вымпела», старшего прапорщика Святослава Захарова. Когда-то самого молодого сотрудника. В день рождения «Вымпела» ему бы исполнилось 40 лет и пять дней. Мы познакомились 16 лет назад на Северном Кавказе. Тогда, получив разрешение на «самом-самом верху», я почти целый месяц готовил специальный репортаж к двадцатилетию легендарного подразделения. За это время я узнал, почём «фунт спецназовского лиха», потеряв в весе 10 кг, но приобрёл, подружившись с парнем, который был старше моей дочери всего на год.

Разница в возрасте нас не смущала. В боевой обстановке я старался быть рядом со Славой. Я помню наше первое рукопожатие, его руку — крепкую, но с тонкими пальцами, похожими больше на пальцы музыканта, чем супермена. Его все называли Славой, а не Святославом. Хотя его мама иногда на это обижалась. Она родила Святослава в 19. Первый брак у неё «не сложился», и она вышла замуж за морского офицера Василия, который и воспитал её сына. Жизнь в армейском гарнизоне, флотский порядок и дисциплина воспитали Святослава. Ему не нужно было объяснять, что такое офицерская честь.

Со временем их семья переехала в Москву. Святослав окончил школу, поступил в Академию РВСН имени Петра Великого. Но ушёл оттуда со второго курса, и, пройдя все мыслимые испытания, стал самым молодым сотрудником «Вымпела» в 21 год, переведясь на заочное отделение Академии ФСБ РФ. В той самой командировке 16 лет назад он как-то признался мне, что при прохождении теста у него дрогнуло сердце. Прежде чем подписать контракт, кандидатов на службу в «Вымпеле» приводят к Мемориалу памяти, где золотом в мрамор навечно вбиты имена погибших сотрудников. И каждому понятно, что в этом списке может оказаться и его фамилия. Тест, конечно, жестокий, но это не конкурс на смерть. Это просто отбор лучших из сильных.

Святослав напрочь отбил представление командиров о «поколении пепси». Он хорошо знал литературу, кино, увлекался музыкой. Из родительской квартиры он переселился в служебное общежитие, чтобы всегда быть готовым. Стал классным снайпером: до мастера экстра-класса оставалась одна ступень. Он не делал «зарубок» на прикладе винтовки. К оружию Святослав относился трепетно, знал его в совершенстве. Ухаживал за винтовкой, словно за любимой женщиной, имея в своём арсенале всевозможные кисточки, «продувки». По своей натуре он был аккуратистом, чистюлей. Верил в Бога, всегда носил простенький крестик на тонком шнурке, а крестился в святом месте, на Валааме, где с группой спецназовцев проходил курс на выживание.

Святослав нравился девушкам. Он был галантным кавалером. В память врезалась одна история. Однажды вместе со своей группой проходил тренировку в подмосковных лесах, штурмуя болотные топи и торфяники. В группе были две девушки-сотрудницы «Вымпела» (тогда ещё проводили такой эксперимент, набирая в спецназ женщин). Девушки, промокшие до нитки, выполнили задачу наравне с мужчинами. Перед ночёвкой они поставили обувь к огню, забрались в спальные мешки. Проснувшись утром, они были здорово удивлены: в каждой паре их горных ботинок, начищенных до блеска, словно в вазах, стояло по букету ландышей. Их где-то раздобыл галантный Святослав.

С женой Ольгой он познакомился на дне рождения друзей. Вскоре стали жить вместе, отложив свадьбу на лучшие финансовые времена. Ольга знала, где Святослав служит. Знала, что не раз он был в командировках в Чечне. И догадывалась, почему он не рассказывает подробностей: чтобы не тревожить её. Вскоре выяснилось, что Оля ждёт ребенка. А Святослав копил боевые выплаты за командировки. На них он собирался сыграть отличную свадьбу.

На этом снимке — Святослав Захаров, каким его запомнили сослуживцы, друзья, любимые люди. Таким он был в последней командировке. Командировке в один конец.

Новый 2002 год спецназовцы тогда встретили тихо. Святослав даже от «символической рюмки» отказался. Выкурил сигару с вишнёвым ароматом: ту, что подарила ему перед отправкой беременная Ольга. Его командировка должна была закончиться через четыре дня. Любимой он уже и подарок приготовил.

Через сутки после Нового года их группа получила приказ: ликвидировать бандитов в районе населённого пункта Ца-Ведено. Спецназовцы «Вымпела» на бронированном «Урале» выдвинулись в горы. Далее (уже пешком) вышли к заброшенному заводу, заваленному металлическими конструкциями. В кромешной тьме двигались осторожно. Святослав обогнул причудливую железяку, напоминающую человека. Раздался взрыв. Как потом выяснилось, Захаров в темноте сорвал ногой растяжку осколочной мины.

Святослав был ещё в сознании, пытался что-то говорить, шепча: «Мама Лена!.. Как больно!.. Но я сильный, ты же знаешь... Прости!..»

При взрыве мины МОН-50 около пяти сотен шариков разлетаются в сторону противника на расстояние до 100 метров. Святослав принял весь удар на себя. До ближайшего госпиталя — десятки километров. Ребята на руках донесли Святослава до «Урала». Сопровождающий спецназовцев врач около часа пытался «запустить» его сердце, не сдавался. Сдалось сердце.

Святославу было 24 года.

Кавалера ордена Мужества, старшего прапорщика Святослава Захарова похоронили на Аллее героев на Николо-Архангельском кладбище. Рядом с теми самыми спецназовцами, чьи имена он видел тогда на Мемориале памяти, от чьих фамилий тогда так дрогнуло сердце.

Сразу после смерти Святослава его любимая Оля потеряла ребёнка. Это был мальчик, о котором он так мечтал. Мама Лена пережила сына на 7 лет. Почти каждый день она ходила на могилу Святослава, а у его друзей всегда просила только одного: похоронить рядом с сыном. И даже это удалось сделать с трудом. Елену Евгеньевну после смерти кремировали, прах захоронили на том же кладбище, но на другом участке. Но её муж Василий, воспитавший Святослава, дождался дня, когда на кладбище будет мало посетителей. И сам перезахоронил урну с прахом жены в могилу её сына. Поднялся грандиозный скандал. Тогда, подняв связи, удалось успокоить страсти. И сейчас на могильной плите рядом с фотографией Святослава — фотография его мамы.

У Захарова почти не осталось родственников. Говорили, что родной отец, тихо приехавший на похороны, так же тихо исчез. Говорят, что живёт где-то на Украине. И только отчим и боевые друзья из «Вымпела» навещают могилу Святослава. Сослуживцы Захарова пытались установить памятную доску в московской школе, где учился Святослав. Встретились с равнодушием.

Но навсегда запомнили его таким, как удалось запечатлеть на фотографии. Мы помним тебя, братишка Святослав Захаров.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх