На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 038 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Щербаков
    Ну теперь азербоны его быстренько выкупят....Задержаны соучаст...
  • лина любимцева
    Уважаю Сергея Аксенова. Желаю  ему крепкого здоровья и всего хорошего!!Глава Крыма на вс...
  • Александр Чугунов
    Почему у каждого метереолога своя труба. В каторую каждый из них ,,дудит,, по свему усмотрению по прогнозу о погоде. ...Ученый Мохов спро...

Что за грамоту Петра I Германия передала Украине?

Германия передала Украине исторический документ — грамоту российского царя Петра I от 1708 года. Документ был утерян во время Второй мировой войны, а с конца 50-х находился в библиотеке Института восточно-европейской истории и краеведения Университета Тюбинген в федеральной земле Баден-Вюртемберг. До Второй мировой войны грамота находилась в Киеве, в Национальной библиотеке имени В.И.Вернадского и, как считают эксперты, во время оккупации была вывезена нацистами в Германию.

По словам министра культуры Украины Евгения Нищука, грамоту отправили в заповедник на территории Софийского монастыря и в скором времени представят посетителям. Как заявил глава Минкульта, документ является доказательством того, что Украинская церковь была «аннексирована» Московской патриархией, поскольку Петр прямо запрещал Киевскому митрополиту любые связи с Константинополем.

Передача грамоты состоялась спустя несколько месяцев после вручения украинской православной церкви Томоса. 6 января 2019 года в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил грамоту об автокефалии новому предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию.

Что это за грамота?

Грамота представляет собой рукописный пергамент размером 80×58 см в серебряно-позолоченной оправе. Документ является подтверждающей грамотой российского императора Петра I от 1708 года митрополиту Иоасафу (Кроковскому) о назначении его главой Киевской митрополии.

Иоасаф был последним киевским митрополитом, который был свободно избран местным духовенством и утвержден царем, а не прямо назначен из Москвы. 19 октября 1707 года решением собора Киевского духовенства он был избран на должность митрополита Киевской епархии и для официального признания назначения был направлен в Москву. 15 августа 1708 года в Москве был он официально рукоположен в епископа с возведением в сан митрополита Киевского.

В документе также подчеркивалось пребывание киевского митрополита под властью московского патриарха. В то время, несмотря на официальное переподчинение Киевской митрополии Московской патриархии, немало епархий намеревались утвердить единую православную церковь «под послушанием святейшего апостольского трона константинопольського». Так, после 1686 года Львовская епархия осталась в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. Прямое подчинение Константинополю к 1708 году также сохраняли некоторые православные приходы и монастыри в Галичине. В выданной митрополиту Киевской епархии грамоте содержался прямой запрет на какие-либо сношения с Константинопольским патриархатом.

«Украина в своей центральной левобережной части входила в состав Российской империи, а Киевская митрополия с 1866 года входила в состав Московской патриархии. Издавать на счет украинской церкви те или иные документы Петр I был вправе. По византийским правилам он считался и главой церкви. Канонические правила между поместными православными церквями действуют до сих пор. Когда между ними происходит какой-то конфликт, то они могут каноническое общение прервать, как сейчас у нас с Константинопольской церковью. Скорее всего, Петр таким образом утвердил своим указом, что церковь находится в церковно-правовом подчинении Московскому патриархату, поскольку она еще тридцать-сорок лет тому назад была в таком же подчинении у константинопольского патриарха. Необходимость выдачи такой грамоты могла быть связана с настроениями , которые сохранялись на этот счет в обществе. Поэтому Петр Первый зафиксировал в грамоте, что Константинополю Киевская метрополия больше не подчиняется, что соответствовало правовым нормам после 1688 года, когда Киевская митрополия была передана в церковном отношении в состав Московского патриархата», — говорит руководитель центра истории религии и церкви Института российской истории РАН Александр Назаренко.

По словам эксперта, на выдачу такой грамоты могли повлиять и политические обстоятельства. «Петр Первый в то время готовил «молдавскую операцию», свой Прутский поход, и пытался при этом защитить и «церковно-правовое» поле. Ведь украинское общество не только сейчас расколото. Оно всегда было шатким в разных отношениях. Даже внутри самой Киевской митрополии были те, кто стремился к некоторой внешней самостоятельности и не хотели подчинятся Москве, а желали оставаться в рамках константинопольской юрисдикции. Часть во главе с левобережными епископами, наоборот, тянулась к Москве. Ввиду этих шатаний Петр мог озаботиться тем, чтобы как-то по возможности максимально их пресечь. Это вполне было в его власти. Он мог разными способами действовать. Он мог просто брать за шиворот епископов и смещать их со своих кафедр и замещать их другими. Но он, несмотря на свои полномочия, не шел по этому пути, а издавал такого рода документы», — говорит Назаренко.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх