На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 030 подписчиков

Совсем не средняя школа. Как в стране подготовились к новому учебному году?

Чем станет новый учебный год - ударом по родительским нервам, по карману или прорывом к новым высотам?

Регионы рапортуют: в этом году в школы придёт где на 2000, а где и на 5000 учеников больше, чем в прошлом году. В Краснодаре одна из школ и вовсе пошла на рекорд - там 22 (!) первых класса. Но в каких условиях будут учиться десятки тысяч школьников?

Что поменяла «Большая перемена»

Столице на зависть

В Иркутской обл. в некоторых местах 1 сентября ждут с особым нетерпением и учителя, и ученики с родителями, и те, кто к учёбе вообще отношения не имеет. А всё потому, что учебный год здесь начнётся в новых школах, оборудованных так, что им могут позавидовать даже жители столичных городов. Здесь есть спортзал с душевыми комнатами, бассейн (до этого во многих сельских школах даже туалетов не было!), столовая, актовый зал, лифт для маломобильных детей, спортплощадка во дворе.

- Раньше мы учились в деревянном здании, построенном 50 лет назад, теперь же у нас не школа, а дворец, мы здесь даже пару раз заблудились! - смеётся одиннадцатиклассница Анна Маркосенко из пос. Китой.

Но, пожалуй, самую крутую школу на 1250 мест построили в пос. Молодёжный: семь трёхэтажных и один одноэтажный блок. Её возведение и оснащение обошлось более чем в 1 млрд руб. (основные средства шли по федеральной программе «Большая перемена»). Фасад здания украшают портрет Юрия Гагарина и изображение ракеты-носителя «Ангара», над входом - макет первого искусственного спутника Земли.

- Мы хотим донести до ребят посыл: «Учитесь, узнавайте новое, как это делал Гагарин, родившийся в маленькой деревушке, и добивайтесь результатов», - говорит автор космической идеи, директор компании, которая строила школу, Михаил Сигал. До этого школьники посёлка учились в помещениях, арендованных у аграрного университета.

В Ульяновске главным событием обещает стать торжественная линейка в новом губернаторском лицее. Это первая школа, открывшаяся в городе за последние 30 лет! Её строительство обошлось региону в 900 млн руб.: несколько корпусов оригинальной архитектуры, концерт­ный зал, огромный спортзал, зоны для отдыха и кафе. Ещё 17 школ отремонтировали капитально, в остальных ограничились текущим ремонтом.

В Белгороде 1 сентября за парты сядут более 39 тыс. школьников. В этом году к 45 имеющимся прибавились 2 новые школы в отдалённых микрорайонах - их по­строили по многочисленным просьбам жителей. Косметический ремонт сделали во всех школах города, залатали крыши, заменили окна, отремонтировали санузлы и фасады. А в Новом Осколе приведут в порядок «Ольгинскую гимназию». Сейчас это школа № 1 имени княжны Ольги Николаевны Романовой. Здание было построено в 1905 г. и с тех пор ни разу капитально не ремонтировалось. А в Белгороде тем временем появился свой талисман - читающий кот возле Центральной городской библиотеки. Школьники верят, что, если сесть рядом, погладить котика и прочитать хотя бы абзац из учебника по предмету, который предстоит сдавать, успех на ЕГЭ обеспечен.

Бац - и вторая смена!

Президент поставил задачу: к 2025 г. полностью перевести все российские школы на работу в одну смену. Но пока в Бурятии ребята не то что во вторую - в третью смену учатся! К одной из таких школ смогли сделать пристройку - теперь школьников поделили на две смены. Три школы здесь вообще к работе не приступят, в том числе и из-за их аварийного состояния. Полторы тысячи учеников придётся пристраивать в другие учебные заведения. Из плюсов - в туалет сходить теперь многим удастся с комфортом. «В 17 школах планируют подвести инженерные коммуникации и оборудовать тёплые туалеты. По остальным 77 школам вопрос остаётся открытым, но до 2020 г. тёплые туалеты должны обязательно появиться во всех сельских школах», - пообещала первый замминистра образования и науки Бурятии Галина Фомицкая.

В Тульской обл. вопрос сокращения вторых смен решается за счёт строительства новых школ и увеличения вакансий для педагогов в райцентрах. В самой Туле во вторую смену будут учиться всего 5 школ. Но власти надеются, что к 2020 г. не останется ни одной. Правительство Тульской обл. и Минобразования РФ заключили договор, по которому в 2018‑2020 гг. регион получит из федеральной казны 440,5 млн руб., что позволит за 3 года создать 700 новых мест для школьников.

А вот в Нижнем Новгороде в школе №168 пока не удастся избавиться от второй смены: подрядчик сорвал сроки сдачи пристройки. Её должны были возвести на месте старого аварийного здания к 1 августа, сваи забили ещё в сентябре 2017 г. Но к середине августа было выполнено лишь 17% работ (данные администрации Нижнего Новгорода). Представители подрядчика объяснили это дефицитом каменщиков и бетонщиков.

Областные и городские власти решили дать строителям второй шанс. Теперь график работ будут сверять еженедельно.

Своими руками

А кто-то решил не ждать милостей от властей. Например, братья Василий и Алексей Терентьевы из Пензенской обл. делают всё, чтобы их родное село Колемас не исчезло с карты.

Когда-то это здание принадлежало дворянскому роду Унгерн-Штернбергов. После революции здесь оборудовали школу, в ней училась ребятня из трёх ближайших сёл. Но шло время, селяне в поисках лучшей доли подались в город. Постепенно восьмилетняя школа превратилась в начальную. А потом и вообще встал вопрос о её закрытии. «Этого мы допустить не могли! Если в селе закрывается школа, значит, ему скоро конец», - считает Виктор Васильевич.

Братья, владевшие успешным бизнесом, вложили в капитальный ремонт и оснащение школы более 700 тыс. руб. Школа ожила, пусть на уроки ходило всего несколько ребятишек. Терентьевы оплачивали «коммуналку», решали бытовые проблемы, а к 1 сентября родителям 7 оставшихся учеников выделяли по 20 тыс. руб., чтобы они могли со­брать ребятишек в школу.

Два года назад последние ученики перешли в среднее звено и теперь ездят учиться в соседнюю деревню. Но колемасовская школа не умерла. «Село живёт, подрастают дет­ки, скоро они пойдут в первый класс, и в нашей школе снова будет звенеть ребячий гомон», - уверен Виктор Васильевич.

Чтобы здание не пустовало, братья Терентьевы открыли в нём библиотеку, переоборудовали одно из помещений под швейный цех, а в другом разместили хор «Дворяночка», в котором поют местные жительницы.

А в старинном школьном саду, в котором назначали свидания не одно поколение сельчан, третий год проводятся песенные фестивали «Когда цветут сады».

Предметов больше - толку меньше?

На школы надвигается новый приоритетный нацпроект «Образование». На него планируется выделить до 700-800 млрд рублей. Ожидается, что правительство разработает документ до 1 октября. Благодаря его реализации к 2024 г. Россия должна войти в десятку стран с лучшим в мире образованием.

«Домашка» устарела?

С 2018 г. в России начался масштабный проект «Цифровая школа», который должен завершиться к 2025 г. Это не только электронный дневник, но и онлайн-уроки для отсутствующих ребят, доступ к электронным учебникам и библиотекам, виртуальные лаборатории и экскурсии, возможность прохождения тестовых работ на планшетах. А главное - свободное владение школьниками всеми новыми информационными и компьютерными технологиями вплоть до умения написать программу, создать цифровой проект для своей будущей профессии. Звучит заманчиво, но... Оказывается, российские школы в этом отношении уже довольно сильно отстали от мира. «В европейских и восточных странах с признанным качеством образования, в частности в Китае, всех педагогов вне зависимости от того, гуманитарий он или преподаёт точные науки, в педвузах обязательно обучают программированию, - говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - А в течение первых трёх лет работы молодого учителя сопровождают опытные наставники по использованию программирования на уроках и обучению ему ребят. Более того, многие среди стран - лидеров по качеству образования стали отказываться от привычной учителю схемы: объясняю тему - спрашиваю пройденный материал. Новыми знаниями школьники овладевают в процессе исследовательской, проектной работы на уроке, в мини-группах, с помощью игровых технологий. И никакой муштры в виде ненавистных домашних заданий! Представители передовых систем образования уверены, что процесс обучения должен быть сосредоточен в школе, но ребёнок остаётся в школьных стенах с утра и примерно до 16.00».

В российских школах привычная классно-урочная система пока остаётся неизменной, электронные дневники и учебники добавляются к бумажным, а элементы игры и выполнение проектов входят во внеурочную деятельность. При этом наши реформаторы часто идут по самому простому пути: вместо серьёзной перестройки самих уроков пытаются добавить детям всё новые и новые предметы. Например, на 2018-2019 гг. запланировано обязательное введение уроков по обучению игре в шахматы в 1-4-х классах во всех школах - 1 час в неделю. А значит, крайне актуальным остаётся вопрос перегрузки детей.

На всех не хватит?

Ещё одно новшество - проект «Билет в будущее». Школьники 6-11-х классов смогут опробовать любую профессию, чтобы было легче определиться с будущим выбором. Замечательная идея! Правда, есть нюанс. «Государство профинансирует всего 100 тыс. учащихся на конкурсной основе из почти 17 млн учеников, - поясняет Ирина Абанкина. - Получается, это технология выбора элиты. Мы всё время ищем формы подготовки способных, но серьёзной перестройки массового образования пока не получилось». Обновили и предмет «технология» (урок труда) - вместо изготовления стульев или обучения основам домашнего хозяйства дети теперь должны учиться в технопарках основам инженерии, робототехники и т. д. Но эти технопарки сейчас есть даже не в каждом областном городе. А как добраться до него ребятам из небольших городов и сёл?

С 2018 г. в регионах начали подготовку к созданию центров для работы с одарёнными детьми, подобных сочинскому «Сириусу». Завершить их создание планируется к 2024 г. В Китае же это давно поставлено на поток. 10% самых способных китайских школьников (примерно 20 млн, то есть больше, чем всех школьников России) помещают в спецшколы, которые есть в каждом регионе. «Но при этом там не забывают и про остальные 90% и пытаются модернизировать массовую школу», - говорит И. Абанкина.

Как скажется на качестве образования введение новых должностей (учитель-мастер и учитель-наставник), пока непонятно. В европейских и восточных школах к технологиям наставничества вернулись не для стимулирования педагогов к карьерному росту, а для обучения молодых. Чтобы как можно быстрее внедрять лучшие педагогические практики и не растерять их в процессе ставших привычными нам апробирования, пилотирования, написания методичек и т. п.

Быть в форме: во что одеть ученика?

Накануне нового учебного года опять разгорелись дискуссии по поводу школьной формы - нужна ли она, в том числе учителям, какой должна быть и сколько стоить.

Одни депутаты предлагают установить максимальные цены на школьную форму не больше 3 тыс. рублей для учеников начальной школы и 4 тыс. для старшеклассников, причём разрешить шить её только отечественным фабрикам. Другие - ввести форму и для учителей.

И то и другое к реальной жизни не имеет никакого отношения. Всё зависит от региона, требований школы и возможностей самих родителей. Например, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области подсчитало, что в Подмосковье школьная форма обойдётся родителям в среднем в 4,8 тыс. руб. на ребёнка, причём на девочку немного дороже, чем на мальчика. По данным ведомства, юбку можно купить за 1 тыс. руб., брюки - за 800, пиджак за 2 тыс., рубашку - за 650, обувь - за 1 тыс., колготки - за 150. На физкультурную форму придётся выложить в среднем 1,4 тыс. руб.

Во что именно одевать учеников, сегодня решает сама школа. И это правильно. «Мы остановились на деловом стиле - рубашка и брюки либо юбка, сарафан. Никаких джинсов, кофт с капюшонами и прочего, - говорит директор школы г. Нелидово Тверской обл. Сергей Погодин. - А фасон и цвет на усмотрение родителей. У нас маленький городок, швейных фабрик нет. Если мы введём свой особый стиль, где родители такую форму искать будут? Но форма, я считаю, всё же необходима. Строгая одежда настраивает ребёнка на рабочий лад. А в субботу у нас разрешён свободный стиль. В выходной день дети и так не сильно хотят в школу - так что это отчасти способ «подсластить пилюлю».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх