На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 039 подписчиков

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    Да... НЕТ СЛОВ... Такой позорище!...РИА Новости: замм...
  • лина любимцева
    Я конечно не гражданка Белоруссии, но я прошу Лукашенко все-таки  принять участие  в выборах президента в 2025 году. ...Лукашенко рассказ...
  • Михаил Еграшин
    А зачем они в соцсетях-то палились, в меню писать надо было, что единственное блюдо - "Голубая устрица". Или как в Шт...В Новосибирске су...

Он дал стране «Ил-2». Легендарного Матвея Шенкмана хоронят в третий раз?

Легендарного директора авиазавода № 18, создававшего штурмовики Ил-2, уже похоронили дважды. Ждут ли Матвея Шенкмана третьи похороны?

В 2015 году, когда вся страна отмечала 70-летие Великой Победы, в районе горы Старик-Камень, расположенной в Свердловской области, турист случайно наткнулся на обломки самолета. О своей находке он рассказал поисковикам из отряда «Держава», которые начали работу на месте крушения в мае 2016 года.

Среди разбросанных по склонам обломков самолета нашли личные вещи тех, кто был на его борту. По-настоящему уникальной находкой стал орден Ленина, на оборотной стороне которого удалось прочесть номер: «7319».

Орденом Ленина под номером 7319 был награжден директор авиационного завода № 18 Матвей Шекман. Самолет, на котором он летел в мае 1942 года, не прибыл на аэродром назначения.

Во время экспедиций поисковиков, проведенных на месте крушения, удалось найти останки пилотов и пассажиров.

Депутат Госдумы Александр Хинштейн 17 декабря 2018 года сообщил о находках поисковиков в Twitter: «Под Н.Тагилом поисковики нашли останки легендарного директора Куйбышевского авиазавода М.Шенкмана, погибшего в 1942 г в авиакатастрофе. Под его руководством авиазавод не только был эвакуирован из Воронежа в Куйбышев, но и налажено массовое производство штурмовиков Ил-2... Наследники М.Шенкмана просят перенести и захоронить его останки в Самаре. Считаю это правильным. Пообещал сегодня инициативной группе оказать максимальное содействие. Память о таких людях должна жить и после их смерти».

Матвей Борисович Шенкман — легендарная личность в отечественном авиастроении. Такая же легендарная, как и самолет Ил-2, который стал главным делом его жизни.

Шадуров и Шенкман: киногерой и реальный прототип

В 1980 году актер и режиссер Евгений Матвеев снял на киностудии «Мосфильм» картину «Особо важное задание», посвященное истории производства Ил-2 в годы войны. Этот фильм в 1981 году стал лидером советского кинопроката, собрав 43,3 миллиона зрителей. Директора завода Михаила Шадурова в картине сыграл актер Владимир Самойлов. Прототипом Шадурова и был Матвей Шенкман. В фильме директор умирает на рабочем месте от сердечного приступа, но в действительности все было не менее трагично.

Матвей Борисович Шенкман родился в феврале 1899 года в городе Овруч Житомирской области в семье ремесленника. В 19 лет примкнул к большевикам, добровольцем вступил в Красную Армию, сражался с войсками Петлюры и Юденича. В армии отметили интерес молодого парня к технике и направили его в броневую автомобильную школу. В 1922 году Шенкман поступил в Ленинградский технологический институт, после окончания которого начал работать инженером на заводе «Большевик». Поначалу деятельность Шенкмана была связана с мирными задачами. К примеру, он успел поработать директором фабрики швейных машинок в Подольске. Но лучшие кадры нужны были в оборонной промышленности, и во второй половине 1930-х Матвей Борисович начинает трудиться на авиационных предприятиях.

Срочная эвакуация

В 1938 году Шенкмана назначили директором Воронежского авиационного завода N18. Во времена «Большого террора» он проявил удивительное мужество. Не опасаясь за собственную судьбу, вставал на защиту тех специалистов, которых пытались арестовать как «врагов народа». Свою точку зрения Шенкман не боялся отстаивать перед самим Сталиным.

В 1941 году на заводе N18 запускается промышленное производство новейшего советского штурмовика Ил-2. Когда 22 июня началась война, Москва потребовала от Шенкмана немедленно увеличить темпы производства. 28 августа 1941 года приказом НКАП № 922сс во исполнение постановления ГКО от 27 августа 1941 года № ГКО-594 был установлен план ежедневного выпуска самолётов Ил-2 заводом № 18: в сентябре — 15, в октябре — 16, в ноябре — 17, в декабре — 18.

Предприятие выполняло план, но стремительное наступление гитлеровцев на Воронеж поставило вопрос о немедленной эвакуации. Приказ об эвакуации в Куйбышев пришел 10 октября 1941 года. Требовалось в кратчайшие сроки перебросить на новое место производственные мощности, технику, людей. Каким образом Матвею Шенкману удалось решить эту задачу, знал только он сам и его подчиненные. Директор предприятия отправлял на новое место крупные узлы самолетов и рабочих, отдавая распоряжение — сразу, по прибытии, начинать сборку штурмовиков.

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию»

Быт на новом месте налаживали на ходу, семьи рабочих размещали, где только возможно. Директор, сумев осуществить невероятную переброску предприятия под носом у врага, теперь всего себя посвящал восстановлению темпов производства. Рядом такую же задачу решал директор эвакуированного в Куйбышев Московского авиазавода № 1 Анатолий Третьяков.

Но 23 декабря 1941 года им обоим из Москвы пришла телеграмма: "Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше "ИЛ"ов тчк Предупреждаю последний раз тчк Сталин«.

Знаменитая телеграмма Сталину Шенкману декабря 1941: «Вы подвели нашу стран...». Уже через месяц Куйбышевский авиазавод ежедневно выпускал 3 (!) Ил-2: и это в условиях, когда эвакуированные цеха выгружали прямо в поле. В итоге Ил-2 стал самым массовым советским штурмовиком. pic.twitter.com/kDQXcc8BpX

— Александр Хинштейн (@Khinshtein)

«Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать»

Кого-то такая телеграмма от вождя, похожая на «черную метку», могла бы парализовать от ужаса. Но Шенкман зачитал ее рабочим, заявив: «Телеграмма Сталина — и урок, и наказ, и помощь». А вслед за этим в Москву ушел ответ: "«Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива тчк Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем зпт завод достиг ежедневного выпуска 3 машин зпт 19 января по 6 машин зпт 26 января 7 машин тчк Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода тчк Настоящее время не достроено корпус агрегатных цехов зпт кузница зпт корпус заготовительно штамповочный зпт компрессорная тчк Отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих тчк Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами ткч Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих тчк Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать тчк Шенкман».

К Новому, 1942 году, с завода на фронт ушел эшелон новеньких штурмовиков Ил-2. А в Куйбышев поступали запрошенные директором материалы — товарищ Сталин умел не только требовать, но и создавать условия для выполнения планов, которые казались нереальными. Задача, поставленная Москвой, была выполнена. Всего за годы войны завод № 18 выпустит больше 15 тысяч Ил-2.

Катастрофа на Урале

В мае 1942 года Матвей Шенкман отправился в Нижний Тагил, чтобы решить вопрос с комплектующими для Ил-2, которые производил местный завод. 12 мая 1942 года самолет ПС-84, на котором летели Шенкман и заместителем главного инженера Лев Львов, пропал в Свердловской области. В экипаж самолета входили первый пилот Иван Скороходов, второй пилот Алексей Шмырев, бортмеханик Алексей Лилиенталь и бортрадист Виктор Завязкин.

Место падения самолета было обнаружено через два дня. В аварийном акте, составленном 23 мая 1942 года, говорится: «Причиной катастрофы явилась ошибка лётчика Скороходова в том, что, несмотря на ухудшившуюся метеообстановку по трассе, не запросил Свердловский порт о фактической погоде и не принял решения сделать посадку на ближайшем аэродроме. Проходя слепым полетом над горным кряжем, зная, что высота отдельных сопок по данной трассе доходит до 800 метров, пилотировал самолет на высоте 700 метров, что привело к столкновению с сопкой, имеющей высоту 753 метра».

В 1942 году погибшего директора хоронили с государственными почестями

И вот здесь начинаются сплошные загадки. Согласно документам, на месте катастрофы в 1942 году нашли шесть сильно пострадавших тел, которые перевезли в Куйбышев, где и похоронили. Но затем выяснилось, что могила Матвея Шенкмана, который, к слову, носил звание генерал-майора, была утрачена. Нашли место захоронения только в 2015 году, установив на этом месте новый обелиск.

Версия о том, что от Шенкмана избавились (ее, к примеру, придерживаются потомки директора, проживающие теперь за границей), выглядит неубедительно. Матвей Борисович относился к тем людям, которые умели решать самые трудные задачи, а такие кадры Сталин очень ценил.

Cообщение о гибели директора завода № 18 появилось в «Правде» и «Известиях». Сразу после похорон было принято решение об установке бюста Матвея Шенкмана на территории предприятия — для военного времени случай уникальный. Постановлением Совета Народных Комиссаров отцу Борису Борисовичу и матери Рахиль Григорьевне выдано единовременное пособие 5000 руб. и назначены пожизненные пенсии по 400 руб. Жена Шенкмана Елизавета Львовна и дочь Нелли получили единовременное пособие в размере 25 000 руб. и персональные пенсии соответственно в 500 и 300 руб.

Новые похороны в Воронеже

После обнаружения останков в 2016 году с ними тоже стали происходить очень странные вещи.

В июне 2018 года воронежский портал «Мое!» сообщал, что останки Матвея Шенкмана будут захоронены в Воронеже: «По ряду причин предложение о захоронении останков в Самаре было отклонено. 25 мая руководитель поискового объединения «Соболь» Александра Ванюкова доставила останки генерал-майора Шенкмана, заместителя главного инженера завода Льва Львова и членов экипажа в Воронеж и передала воронежским поисковикам в лице руководителя объединения «Дон» Михаилу Сегодину... Останки погибших в авиакатастрофе будут захоронены в братской могиле на территории «Музея-диорамы» (Ленинский проспект, 94) вместе с останками бойцов РККА, обнаруженными поисковиками объединения «Дон» в Воронеже в прошлом году».

Церемония перезахоронения состоялась 22 июня. Свидетели сообщают, что в парке Патриотов Воронежа вместе с останками советских воинов был предан земле гроб с фотографией Матвея Шенкмана. Об этом, в частности, пишет портал «Экономика и жизнь Черноземья».

В Самаре состоятся третьи похороны? Кажется, пора остановиться

А по каким причинам хоронить останки не захотели в Самаре? Там считают, что Шенкман уже похоронен. То самое захоронение 1942 года было восстановлено в 2015 году сотрудниками предприятия «Авиакор» — правопреемника завода № 18.

Теперь в ситуацию решил вмешаться депутат Госдумы Александр Хинтшейн, собирающийся помочь поисковикам похоронить в Самаре... Кого? Останки, уже похороненные в Воронеже? Или же существуют еще какие-то останки с места катастрофы, из которых создадут вторую в могилу в Самаре? Право, это уже какой-то сюрреализм.

Представить, что в 1942 году с места катастрофы не забрали никаких тел, и хоронили пустые гробы, трудно, с учетом того, на каком уровне отдавались последние почести Матвею Шенкману. Но и отрицать находки поисковиков невозможно. Скорее всего, в 1942 году со склонов горы, где разбился самолет, собрали не все останки — там довольно сложные условия, да и в военное время невозможно было отвлекать на подобные мероприятия крупные силы. Но сейчас уже пора остановиться и как-то договориться между собой, иначе почитание памяти Михаила Шенкмана и других погибших авиакатастрофе в мае 1942 года превращается в театр абсурда.

А уж этого человек, обеспечивший производство Ил-2 в тяжелейших условиях военного времени, точно не заслужил.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх