На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 029 подписчиков

Первым делом — самолеты. История легендарной стюардессы

«Какая еще стюардесса? Мы на вас такие надежды возлагали, хотели рекомендацию в институт дать, вы настоящий врач!» Зав. отделением отчитывала 17-летнюю акушерку Татьяну Виноградову, словно та совершила непоправимую ошибку.

Теперь-то ясно: ошибкой было бы остаться в медицине, ведь именно самолеты стали ее судьбой. 22 года она летала стюардессой, общий стаж в авиакомпании 3 мая этого года составит 56 лет. Татьяна Виноградова — легенда «Аэрофлота».

Хотя, если честно, зав. послеродовым отделением НИИ акушерства и гинекологии была права — и врач из Виноградовой получился бы первоклассный, даром что в медучилище после семилетки Татьяна пошла за компанию с подругой. В свои 17 она безупречно делала внутривенные уколы, не боялась крови, не была брезглива. «Мама, почему вы засыпаете на ребенке, вы же его придавите?!», «А вы почему не сцеживаете молоко?» Нянечки не любили дежурить в одну смену с «маленькой» — Виноградова «строила» отлынивающих от обязанностей. Уже тогда была неравнодушной к людям и считала своим долгом помогать.

— Однажды к нам попала бортпроводница Марлена. Понаблюдала за мной. И вдруг говорит: «Татьян, вы так хорошо ко всем относитесь. Не хотите быть стюардессой? Уверена, вас возьмут сразу, тем более с медобразованием». А я даже на самолете ни разу не летала.

Дождавшись 18-летия, Татьяна приехала на собеседование. И сразу понравилась кадровику. Но, оказалось, в стюардессы берут с 19. «То есть, я сейчас глупая, а через год поумнею и вы меня возьмете?» — невозмутимым голосом спросила она. «Да я бы вас хоть сейчас взял! Приезжайте на следующей неделе. Будет командир отряда, замполит...»

— «Делаем вам исключение, так что, не подведите! И чтоб рано замуж не выскочили!..» — предупредили меня.

Второе рождение

Три месяца в НИИ не отдавали трудовую книжку — зав. отделением надеялась, что Татьяна одумается. А ей стыдно было признаться, что стюардессы получают больше...

Это был не тот меркантильный интерес, которым измучены современные выпускники школ. Родители Татьяны развелись, она жила с мамой и младшим братом. Трудилась на полторы ставки. А получала все равно мало.

— 14 мая 1962 года состоялся мой первый рейс. Москва — Хабаровск. ТУ-114. Бригадир представила меня коллективу, а опытный стюард парировал: «Господи, уже из детского сада брать стали!» У меня была коса до пояса и рост 161 см...

Новая работа понравилась сразу. Казалась необыкновенной, сказочной. Под стать неутомимой жизнерадостной северянке.

— Мама моя из поморов, папа — из карелов. В трехмесячном возрасте родители перевезли меня из Архангельска в Москву. С детства я любила танцевать, петь. В школе говорили: будет артисткой. Но я еще хорошо плавала, ныряла. С тарзанки через пруд прыгала. Северную Двину подростком переплыла — бабушка ругалась на чем свет стоит: «Я тебя накажу!» А мне, отчаянной, интересно было: смогу или нет?

Первое время Татьяна еще скучала по роженицам. Бывало, даже слезы утирала: эх, подежурить бы ночью. Но ее взлет по карьерной лестнице был таким стремительным, что времени для ностальгии уже не оставалось. Очень скоро самой юной стюардессе стали поручать ответственные рейсы. С официальными делегациями. Параллельно Татьяна экстерном сдала экзамены на получение аттестата о среднем образовании, позже — после восьмичасовых рейсов, в состоянии джетлага — бежала на курсы английского. Жизнь была наполненной, интересной. Перфекционистка, безумно требовательная к себе, Виноградова раздражала многих своей правильностью. Но начальство ценило ее. Любовь и преданность были нужны везде.

— Кем я только не работала! Бригадиром, инструктором, старшим бортпроводником, директором службы. Курировала цех питания и службу бортпроводников. Занималась рекламой. Вместе с дизайнерами разрабатывала модели одежды для экипажа. И мысли уйти из «Аэрофлота» не возникало!

Словно в награду за преданность профессии в 1966-м подвернулся Татьяне счастливый случай. Хотя, понятно, что ничего случайного в жизни не бывает. Однажды в авиакомпанию приехал ассистент Сергея Герасимова, который готовился снимать фильм «Журналист».

— Не успела войти в кабинет — он улыбнулся: «Ой, ну это то, что нам надо! Ждем вас завтра!» На следующий день меня встретил Сергей Аполлинариевич: «Какая хорошая Татьяна к нам приехала! Что ж, будем сниматься». Я должна была с напитками подойти к Тамаре Федоровне Макаровой и Юрию Васильеву. Но мне выдали такой поднос и такие фужеры, что я наотрез отказалась с ними сниматься. Привезла из Шереметьево наши. Два дня отработала в студии стюардессой — Герасимов даже похвалил. Позже мы встретились с ним и Тамарой Федоровной на рейсе в Токио. Расцеловались. И после ужина целый час беседовали...

46 лет вместе

В 1970 году «Аэрофлот» впервые участвовал в Международном конкурсе бортпроводников. В Будапешт отправили Татьяну Виноградову. А там чем только не испытывали нашу стюардессу! Имитацией турбулентности, каверзными вопросами про собачку, которую надо напоить в салоне самолета, стрельбой в тире, верховой ездой... Хотя приз «Самая обаятельная» ей можно было бы вручить и без этих испытаний. Сказав, что будет счастлива станцевать чардаш на его родине, она тут же очаровала зрителей и членов жюри. После конкурса фото советской стюардессы — гордости страны и авиакомпании — появились повсюду. Был заказан портрет Татьяны для плаката «Летайте самолетами «Аэрофлота», ростовые рекламные стойки — для представительств за рубежом.

— Благодаря этой стойке и общим друзьям — Натану и Люде — я познакомилась с будущим мужем. Альфред был очень настойчив. Люда звала меня в гости, но я оканчивала «иняз», мне было не до женихов. «Он такой интересный! Красивый, интеллигентный», — уговаривала она...

Первым делом — самолеты, работа, учеба. Поклонники — потом. Целый год дирижер Альфред Мишурин добивался руки и сердца Татьяны. А ведь у него — постоянные гастроли, у нее — полеты. Мужчина даже просил друзей, чтобы девушку опекали. Но те... влюблялись и готовы были сами сделать ей предложение. Однажды Альфред сказал: «Все равно ты будешь моей женой»... 1 октября 1971 года это наконец случилось. Новоиспеченный муж сыграл несколько тактов марша Мендельсона и уехал на гастроли. А Татьяна отправилась в недельный отпуск... Несмотря на разность профессий, у них было много общего. Они обожали джаз, часто бывали на концертах.

— Прекрасный музыкант, профессор Консерватории, человеком Алик был ревнивым и непростым. Часто шутил: «У нас нет ни мамы, ни жены, только — стюардесса». К счастью, он понимал, что я не смогу сидеть дома и варить щи. И когда мы расписывались, благородно позволил: «Виноградинка, можешь оставить свою фамилию». А я всегда была терпелива и не любила ссориться. Мы прожили 46 лет. Но четыре месяца назад Алика не стало...

На одном из семейных юбилеев Татьяна Сергеевна спела на сцене с Бисером Кировым. В молодости на одном из рейсов на нее положил глаз Валерий Брумель — позже они встретились в Склифосовского: он на костылях, она — со сломанной рукой. Принимать роды на борту акушерке Виноградовой, правда, не довелось. А вот спасала людей не раз. С коротким отрывом от «производства» даже сына родила. Выпустила две детские книги. Сочиняет стихи. Одному не смогла научиться за всю жизнь — нормально отдыхать.

Сегодня Татьяна Виноградова — советник директора Департамента обслуживания на борту. «Что позволено на паровозе, в воздухе — импосибл», — учит она юношей и девушек. Безопасность — главное. Но не менее важно бортпроводнику быть собранным, терпеливым. И любить людей.

— Когда лечу куда-то, бригаду предупреждают: с вами Татьяна Сергеевна. Бортпроводники знают: ко мне можно прийти с любой бедой, посоветоваться. И я не представляю, как жила бы без любимой работы...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх