На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 040 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Если челоаек приехал в Россию и просит её гражданства,то Росмия должна просто его дать! Надо конечно мигрантов Азии к...Воюющий за Россию...
  • Eduard
    Вот куда смотрит наша власть? На друзей просто плюют,зато врагов называют"наши партнеры"! Партнеры по чему собственно...Воюющий за Россию...
  • Eduard
    Кто-то верит словам лидеров Запада? Я нет!Разведчик Чинкуин...

Первый канал Джонни Бэрда. Как человек создавал цветное телевидение

90 лет назад жители Британии увидели очень маленькое, непонятное, размытое и блеклое изображение, которое стало сенсацией. Это было первое цветное изображение, переданное на расстояние.

13 августа 1928 года странный шотландец, имевший репутацию чудака, возился с приспособлениями, непонятными для собравшихся «на особую демонстрацию» граждан. Это была конструкция, которая основывалась на диске со специальным (очень маленьким) окошечком, в которое предполагалось смотреть. Мужчине в этот день исполнялось 40 лет, но мысли его были заняты исключительно приспособлением. Оно сработало, как задумал автор. Собравшиеся смогли кое-как разглядеть что крохотное (с почтовую марку) и размытое. Современные люди без разъяснений даже не поняли бы, что это такое. Но в 1928 году это была сенсация. В свой 40-летний юбилей шотландский инженер Джон Лоуги Бэрд впервые в мире продемонстрировал цветное телевизионное изображение. Созданное им (теперь уже неизвестное большинству людей) «механическое телевидение» было сигналом того, что снова изменился. Теперь еще и с цветом.

Фамилия Бэрда в контексте изобретения телевизора вспоминается редко, уступая, разумеется, куда более известным Зворыкину и Фарнсуорту. Однако то, что делал этот шотландец в эпоху, когда за разговоры о передаче изображения на расстоянии считали сумасшедшим, было серьезным вкладом в техническое развитие.

Вообще Бэрд сочетал в себе черты разных типажей: «сумасшедшего профессора» и «гения, опередившего время. И еще сочетал фанатичное упорство с катастрофическим невезением.

Обучаясь в Университете Глазго, Бэрд запланировал получение ученой степени. Не повезло — началась Первая Мировая война. Движимый патриотизмом британец записался в армию добровольцем. Не повезло — по состоянию здоровья отказали в отправке в строевые части и послали заниматься снабжением. После войны Бэрд вернулся к инженерии. Пытался найти способ создавать алмазы из графита. Не повезло — спровоцировал короткое замыкание в университетской электросети. Пробовал создать стеклянный бритвенный станок и, разумеется, разбил первый же полученный экземпляр. Но и это были цветочки. Вот когда Бэрд заинтересовался передачей изображения на расстоянии, он получил разряд в 2000 вольт и едва не погиб.

Но все же не погиб и продолжил заниматься тем, что мы сегодня именуем «телевидение». Как это водится при научно-техническом прогрессе, работами в этом направлении занимались многие специалисты в разных странах. Немец Пауль Нипков, поляк Ян Щепанек, советские инженеры Ованес Адамян и Александр Полумордвинов. Бэрд работы коллег изучал очень внимательно. Например, у Полумордвинова он выкупил патент на его вариант системы передачи и воспроизведения изображений в цвете. У Нипкова заимствовал механические диски с тем самым «маленьким смотровым окошечком». У Щепаника изучил устройство его изобретения «телектроскоп», во многом скопировал схему работы системы Адамяна. Свести все это воедино и довести до нужного результата и было целью Бэрда. Он неустанно собирал свое изобретение, используя даже такие легендарные телевизионные запчасти как старая коробка из-под шляпы, ножницы, велосипедные линзы, сундучок для хранения листового чая и воск.

В итоге шотландец собрал устройство, основанное на всех этих (и своих собственных) разработках. В основе стояли «диски Нипкова», имевшие отверстия в строго определенных местах. В чем-то можно было сравнить их перфокартой. В одном месте был установлен диск с объективом — тот проецировал изображение, которое благодаря отверстиям в каждой строке отображалось определенным оттенком серого. Сигнал по проводам (фактически —телефонным) передавался на диск, стоявший в другом месте и имевший «смотрительное окошечко». Этот диск, быстро вращаясь, построчно воспроизводил изображение. Это было размыто, очень мало, малопонятно и очень инновационно.

В феврале 1924 Бэрд устраивает демонстрацию, на которой его изобретение передает силуэты предметов в разных оттенках серого. В октябре 1925 года он передает первое черно-серое изображение лица. Правда, это был не человек, а кукла чревовещателя. Вдохновленный, Бэрд хватает буквально первого попавшегося человека и сажает его перед объективом. Первым попался простой курьер по имени Эдвард Тэйнтон и именно он стал человеком, впервые в мире продемонстрированным по «телевидению».

Вот с чем у Бэрда были откровенные проблемы, так это с продвижением своего изобретения. Главный рупор СМИ он, собственно, тогда еще изобретал. А вот традиционные носители еще предстояло заинтересовать. Однажды, придя в редакцию Daily Express с рассказом о своих успехах, он вызвал небольшой переполох. Редактор предположил, что этот чудак, «бормочущий о радио, которое показывает лица», сумасшедший и, наверное, даже вооружен. В попытках привлечь внимание Бэрд даже исхитрился организовать демонстрацию технической новинки репортерам The Times. Он довел частоту сканирования картинки до 12 изображений в секунду. Все это срабатывало — Бэрд не только имел возможность работать, он даже основал собственную компанию Baird Television Development Company. Сейчас такую никто не помнит, а именно она впервые передала телесигнал из Лондона в Нью-Йорк и даже положила начало программам компании BBC.

13 августа, в день сорокалетия, Бэрд достиг вершины своих изысканий. Той самой демонстрации цветного изображения. В объективе он установил фильтр, пропускающий только один из основных цветов (красный, зеленый, синий). В «принимающих» дисках Нипкова были установлены лампы такого же цвета. Это был успех.

В эпоху плоских LED-дисплеев полузабытое «механическое телевидение» выглядит странной фантазией прошлого, занимая место где-то между самолетами на паровом двигателе и дирижаблями. Но значение изысканий всех этих ученых (и конкретно Бэрда) сложно переоценить — человечество пробовало и ошибалось, причем анализ ошибок был крайне важен для оценки правильных предположений.

Во временем выяснилось, что будущее за системами, продвигаемыми Зворыкиным и Франсуортом, когда изображение формируется на специальном экране подаваемыми на него электронными лучами. Именно приборы на такой схеме мы знаем как «телевизоры». Но Бэрд оценил и это направление. Более того, он был изобретателем и в этой отрасли. Именно Бэрд демонстрировал публике цветное телевидение, основанное на лучевой трубке в 1934 году. Именно он в 1944 году (за два года до смерти) показал широкой публике первый полностью цветной экран.

И именно «странный шотландец» 90 лет назад впервые в мире показал цветное изображение, переданное на расстоянии, в очередной раз навсегда изменив мир.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх