На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 030 подписчиков

Свежие комментарии

Похожая непохожая Москва. Как изменился город за 60 лет

Советская Москва — в объективе фотографа Владимира Степанова.

Владимир Степанов фотографировал Москву в конце 50-х и в начале 60-х. Это был еще старый город — его центр задела сталинская реконструкция середины 1930-х, но для хрущевско-брежневского «изменения ландшафта» время еще не пришло. На снимках Степанова, конечно, первичны люди, которые занимались повседневными делами. Именно они создавали «душу московских улиц» — так называется выставка, открывшаяся в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где впервые выставлены работы фотографа почти 60-летней давности. Степанов предоставил нашему изданию несколько снимков и рассказал, чем памятны эти места для него. А АиФ.ru посмотрел, как выглядят эти улицы и дома Москвы сегодня.

«Двое с санками»

Фурманный переулок, дом 8. 1956-1958 годы.

Фото: Из личного архива / Владимир Степанов; АиФ / Алексей Виссарионов

Я тогда жил на улице Чаплыгина, это место находится в пяти минутах от моего дома и на таком же расстояние от моей школы (бывшая 657-я, в 1974 году получила номер 613, а сейчас входит в состав ГБОУ «Школа № 2095 «Покровский квартал»), в которой я учился до седьмого класса. Я начинал фотографировать еще школьником, ходил по окрестным улицам либо после уроков, либо в выходной. Ребята, попавшие на этот снимок, наверное, ходили кататься на санках на Чистые пруды — это совсем близко от того места, а у прудов были заснеженные склоны, по которым можно было скатиться на лед самих прудов.

«Зима на Новоалексеевской»

Новоалексеевская, дом 18. Начало 1960-х годов.

Фото: Из личного архива / Владимир Степанов; АиФ / Алексей Виссарионов

В какой-то момент мы переехали с Чаплыгина: отец получил ведомственную квартиру в только что построенном доме на Проспекте Мира. Рядом было еще несколько новых домом на проспекте. А все остальное, за пределами проспекта, так и оставалось деревянным — и Староалексеевская, и Новоалексеевская улицы. Это была деревня, село, заборы, двухэтажные деревянные капитальные дома, зимой там все засыпало снегом, который почти и не убирали. Сейчас это место невозможно узнать: я объездил всю Новоалексеевскую и не смог привязаться к точке, где делал этот снимок.

«Одеяла»

Улица Петровка. 1956-1958 годы.

Фото: Из личного архива / Владимир Степанов; АиФ / Алексей Виссарионов

Этот снимок сделал зимой, и вся улица покрыта снегом — не черным, как сейчас, а чистым, белым. В этом доме и тогда был магазин, и во время одной из прогулок я увидел, как в него привезли одеяла. Это времена дефицита, а тут я увидел целую машину одеял. Удержаться, разумеется, не мог — и осталось свидетельство времени и нашего благосостояния.

«Панкратьевский переулок»

Панкратьевский переулок, дом 5. Около 1956 года.

Фото: Из личного архива / Владимир Степанов; АиФ / Алексей Виссарионов

Этот и другие старые переулки рядом с Сухаревской площадью были моим любимым местом. Этот снимок был сделан, наверное, в 1956 году, и он получился очень многоплановым. Война закончилась всего одиннадцать лет назад, еще не все следы убрали из дворов, вот девочка выходит из ворот, дальше женщины беседуют о чем-то, кто-то сидит непонятно на чем на втором этаже. Эти места вообще были очень интересными — до того, как там что-то перестроили, а что-то просто снесли. Вот этих ворот и этого дома уже не осталось, на их месте стоит совершенно другое здание.

«На тренировку»

Волхонка, дом 6. 1956-1958 годы.

Фото: Из личного архива / Владимир Степанов; АиФ / Алексей Виссарионов

Это тоже конец пятидесятых. Не помню, как я оказался на Волхонке, но точно искал не тему для снимка, она сама нашла меня — когда я увидел этого мальчишку с клюшкой, который переходил улицу. Все в вечернем теплом освещении, за ним оставались снежные следы, а сам мальчишка выглядел уверенно, одним словом — хоккеист. Характера улицы тут, конечно, не видно, хотя дом узнать можно, а вот характер этого парня проглядывается вполне.

«Душа московских улиц»

С 18 июля по 16 сентября

Центр фотографии братьев Люмьер

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх