На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 038 подписчиков

Свежие комментарии

«Елок» больше не будет. Почему закрывается знаменитая франшиза

Продюсерский новогодний проект Тимура Бекмамбетова закрывается - седьмые «Елки» станут последними в серии.

Кинофраншиза «Елки» завершится после выхода седьмого фильма. Картина, которая выйдет в прокат 27 декабря, станет последней в серии, заявил гендиректор компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов на форуме «Кино Экспо» в Петерубрге.

Что такое «Елки»?

Любой фильм франшизы - это новогодняя комедия в форме киноальманаха. Каждый фильм состоит из нескольких новелл с разными героями, которые в итоге оказываются связанными между собой. Главные роли во всех шести уже выпущенных фильмах серии исполняли Сергей Светлаков и Иван Ургант, а количество звезд в эпизодах обычно превышало все разумные пределы. Например, в первой части (она вышла в декабре 2010 года) в роли самого себя появился тогдашний президент России Дмитрий Медведев.

Все фильмы серии были коммерчески успешны: они стоили недорого (бюджет около $2 млн), выпускались под длинные новогодние каникулы и регулярно попадали на высокие места в годовых рейтингах самых кассовых российских лент. Больше всего собрала третья часть франшизы – «Елки 3» (премьера – декабрь 2013 года) заработали 1,25 млрд рублей. Впрочем, у них и актерский состав был самым сильным – ролик в этих «Елках» исполнили Гоша Куценко, Валентин Гафт, Татьяна Догилева, Пётр Фёдоров, Анна Чиповская, Мария Шукшина; кроме того, в этой части впервые появился Константин Хабенский (он потом выйдет на первый план в «Елках 1914» и «Елках 5»). А всего шесть фильмов франшизы заработали в прокате 5,17 млрд рублей.

Новогодний прокат

На Западе вместо «длинных выходных» в январе есть рождественские каникулы, и большие фильмы выходят, как правило, примерно в середине декабря; причем это не комедии о Рождестве (они тоже есть, но их планируют на середину ноября – как, например, «Один дома» в 1990-м), а полноценные блокбастеры. Так, три самых кассовых фильма всех времен и народов выходили как раз под американские рождественские каникулы: «Аватар» (2009 год, $2,789 млрд), «Титаник» (1997-й, $2,19 млрд) и «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015-й, $2,07 млрд). Последние три года новогодний бокс-офис в США вообще был оккупирован возрожденной космической серией – «Изгой-один» вышел в 2016-м ($1,06 млрд), а восьмой эпизод «Последние джедаи» - в 2017-м ($1,33 млрд).

В России все началось с телевидения; эта традиция сохранилась со времен СССР, когда в добавление к различным «Голубым огонькам» к Новому году приурочивали премьеры телефильмов вроде «Чародеев» или «Эта веселая планета». В 1995 году на Первом канале вышли первые «Старые песни о главном»; в 1996-м и 1997-м канал показал вторую и третью часть этого шоу.

Новогодний Бекмамбетов

Режиссер, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов прославился после «Ночного Дозора», экранизации городского фэнтези писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. А с новогодним прокатом он связался в 2007-м, когда выпустил «Иронию судьбы: Продолжение» - сиквел-ремейк знаменитой комедии Эльдара Рязанова, которая давно стала еще одним символом Нового года - наравне с елкой и Дедом Морозом.

Фильм Бекмамбетова вышел в прокат в конце декабря, а в итоге надолго оккупировал первое место в рейтинге самых кассовых отечественных фильмов (1,22 млрд рублей в России и $55 млн во всем мире). Удачный опыт он повторил потом с фантастической «Черной молнией»; правда, такого же успеха с этой картиной ему добиться не удалось. Ну а потом начались «Елки» - фактически продюсерский проект Бекмамбетова, который, впрочем, был одним из режиссеров в нескольких фильмах серии.

Почему «Елки»?

Понятное дело, что и до «Елок» (и даже до сиквела «Иронии судьбы») российский новогодний прокат не пустовал. Появилось даже специальное понятие «новогодняя битва релизов», а первый январский уикенд в обязательном порядке становился самым кассовым в году - двухнедельные каникулы в начале января располагали к тому, чтобы сходить в кино. Появились и явные лидеры – «богатырская» серия от студии «Мельница» регулярно побеждала в этой «битве», показывая завидные результаты от выпуска к выпуску; кстати, ее закрывать никто не собирается – в этом году выйдет мультфильм «Три богатыря и наследница престола», а на следующий уже запланирован «Конь Юлий и Большие скачки». Но «Три богатыря» - это детская серия, хотя в фильмах и имеются шутки, понятные, пожалуй, только взрослым.

«Елки» и «Ирония судьбы. Продолжение» были рассчитаны совсем на другую аудиторию. Эти фильмы должны были привлечь в кинотеатры тех людей, которые туда обычно не ходят, предпочитая посиделки у телевизора. Новая «Ирония... » сработала на узнаваемых образах – те же герои в обстоятельствах, которые знакомы до мельчайших подробностей уже десятилетия; не просто так эта картина уже прочно прописалась на ТВ, дополнив новогоднюю программу. А «Елки» пошли по другому пути, который мог, например, привести их в итоге к чему-то очень похожему на условный «Голубой огонек».

Против «Движения»

«Голубого огонька», правда, не случилось. «Елки» остановились на сказке – но не такой явной, как «Три богатыря», а бытовой. В первом фильме сказочный сюжет был, пожалуй, наиболее ярко выражен: девочка из детдома уверяет всех, что ее отец президент, от нее требуют доказательств – условной фразы в телеобращении главы государства. И та в итоге звучит – просто потому, что нашлись люди, которые приняли желание девочки близко к сердцу и постарались ей помочь.

По такому же шаблону делались и остальные «Елки» - даже не слишком удачный собачий спин-офф «Ёлки лохматые». Концентрация хорошего на экране зашкаливала, критики ругали франшизу за избыточный оптимизм, а зрители послушно несли деньги. Почему нужно закрывать франшизу именно сейчас – непонятно; Смирнов о причинах говорить не стал. Причины очевидно не финансовые; хотя «Елки новые», наверное, могли бы заработать больше – но вместе с ними в прокат вышла спортивная драма «Движение вверх», которая получила высочайший приоритет. В этом декабре «новогодняя битва» тоже ожидается непростая: с «Елками 7» и очередными «богатырями» за внимание зрителей поборется комедия «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» - полнометражное продолжение популярного сериала ТНТ, ну а главным соперником этих релизов станет военная драма «Т-34» с Александром Петровым. Видимо, спорить с такими соперниками тяжеловато. Но есть надежда, что если седьмые «Елки» выступят достойно, то продюсеры передумают и продолжат свою серию – главное, чтобы не передумали Светлаков и Ургант.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх