АиФ.ru приводит выдержки из расследования Wired о внутренней кухне компании Tesla.
В марте 2016 года Илон Маск покинул один из своих домов в Лос-Анджелесе и направился в один из салонов Tesla в окрестностях города. В этот день компания начала принимать заявки на новую машину, Tesla Model 3, которая была призвана протолкнуть Tesla в массовый потребительский сегмент. Производство должно было стартовать в лучшем случае через год, но желающие могли оставить задаток в тысячу долларов и заказать машину. Топ-менеджеры гадали, сколько же будет заявок — оптимисты рассчитывали на 50 тысяч, что было бы близко к рекорду для индустрии.
Подъехав к салону, Маск увидел удивительную картину — около 2 тысяч человек толпились рядом и на парковке. Он побежал через толпу, приветствуя всех и каждого. Позвонил другим топ-менеджерам. Оказалось, что во всех салонах картина та же. К вечеру того же дня Tesla получила 180 тысяч заявок на Model 3, к концу недели — 325 тысяч. И это случилось с компанией, которая за всю свою историю к тому моменту выпустила менее 150 тысяч машин. Всего.
Вскоре после открытия заявок старший вице-президент Tesla по инженерии Даг Филд созвал совещание. «Теперь вы работаете в другой компании, — сказал он. — Все изменилось».
...Около 10 вечера субботнего дня обозленный Маск проверял один из механизированных модулей на конвейере, пытаясь понять, что же с ним не так, почему он не работает. В этот момент к главе компании приставили молодого инженера.
— Эй, парень, эта штука не работает! — крикнул на него Маск. — Ты ее сделал?
Инженера застали врасплох. До этого момента он никогда не встречался с Маском, тот даже не знал его имени. Молодой человек толком не понимал, о чем спрашивает его начальник и почему он так зол.
— Вы имеете в виду, я ли программировал робота? Или создавал его? — спросил инженер.
— Ты, *****, эту штуку сделал? — спросил Маск.
— Я не очень понимаю, что конкретно вы имеете в виду, — проговорил парень.
— Чертов идиот! Пошел вон отсюда, и не возвращайся! — проорал глава Tesla.
Инженер перешагнул через ограждающий рабочую зону барьер и ушел. Произошедшее сбило его с толку. Еще через несколько минут пришел менеджер и сообщил, что он уволен по указу Маска. Инженер был в шоке — он так упорно работал, был на хорошем счету у начальства. Как бы там ни было, через два дня он подписал бумаги об увольнении.
Это типичная история для прошлого года. С июля 2017 года, когда Маск объявил о начале производства автомобиля Tesla Model 3, проблемы в компании начали расти как снежный ком. Маск озвучил цель в 5 тысяч аккумуляторов для машин в неделю, которые должна была производить его «Гигафабрика», но в погоне за полной роботизацией производства начали происходить сбои, постоянно что-то работало не так, а это вело уже к многочисленным задержкам.
По сообщениям очевидцев, глава Tesla часто прилетал на фабрику на личном самолете с проверками, ходил по цехам с красным лицом и приставал с вопросами к рабочим, отвлекая их и постоянно указывая на ошибки, на то, что они недостаточно умны для своей должности, что они подставляют компанию. Все были в курсе такого поведения Маска и даже придумали термин «увольнения в гневе» — когда начальник моментально избавлялся от некоторых сотрудников, чьи ответы ему не понравились. Некоторых он не увольнял, а просто пугал увольнением. Топ-менеджеры пытались бороться с подобными вспышками гнева — Джон МакНилл, один из главных соратников Маска, пытался объяснить ему, что ни одному человеку не придет в голову гениальная идея, если за ним бежит тигр. Но и это не помогало.
На общих собраниях Маск постоянно твердил, что Tesla — это не просто компания, где рабочий день длится с 9 до 17 — нет, все сотрудники должны выкладываться еще больше. Это принесло свои плоды — через 8 месяцев компания объявила, что достигла своей цели и добралась до отметки в 5 тысяч выпущенных автомобилей в неделю. А еще через 90 дней Tesla отчиталась о прибыли в 312 миллионов долларов, тем самым посрамив некоторых критиков.
Однако этот путь оказался слишком тяжелым как для Маска, так и для его фирмы. Сам он на фоне этого самопровозглашенного «производственного ада» лишился поста председателя и даже поддержки части своих фанатов — и все из-за необдуманных постов в Twitter, где он обзывал незнакомых тайских спасателей педофилами, вступал в перепалки с фолловерами и писал о ложных финансовых показателях Tesla. С другой стороны, Маск также испортил отношения и с большинством своих подчиненных любого ранга. Все сотрудники описывают свое место работы как «ужасающее» и «сумбурное», где талантливые инженеры и дизайнеры могут гордиться своими достижениями, но не отношениями с боссом. У всех поголовно сложились плохие отношения с Маском, практически всех он так или иначе оскорблял.
Виной всему его амбиции. Через свои компании — будь то SpaceX, Tesla или The Boring Company — он пытается изменить мир, говорят работавшие с ним люди. Призывая сотрудников переступать через себя, стремиться к совершенству, думать вне шаблонов, Маск предъявляет те же требования и к себе. «Он тот человек, который стимулирует тебя стать лучше, чем ты сам воображал, — говорил Тодд Мэрон, до недавних пор главный юрист Tesla. — У него необычайно высокие стандарты, он толкает тебя к совершенству». Похоже отзываются и некоторые другие сотрудники. «Он умнейший человек из тех, кого я когда-либо встречал. Несчетное число раз я готовил для него отчеты, а он в итоге задавал вопрос, который заставлял нас понять, что мы двигались в неверном направлении», — рассказывает бывший сотрудник SolarCity, энергетической компании Маска.
Подобных историй много, но одна из них особенно известна. В середине нулевых, когда Tesla разрабатывала Model S, Маск настоял на том, что дверные ручки у автомобиля должны были стать выдвижными, а при парковке никак не выделяться из кузова. Они должны были реагировать на приближение владельца и на электронный ключ в его кармане и выдвигаться самостоятельно, без лишних команд. Большинство менеджеров сошлись во мнении, что это просто безумная идея — она требовала очень серьезной и сложной проработки инженерами, да и вообще — компании пришлось бы решать проблему, которую она сама себе и придумала. Но в итоге Маск победил, и оказался прав. Выдвижная ручка быстро стала отличительным признаком машин Tesla. «Она создавала почти эмоциональную связь между владельцем и автомобилем и давала ощущение, что ты стал частью будущего. И в этом весь гений Илона. Он знает, чего хотят люди, даже если они сами еще об этом не думали», — говорит еще один менеджер, работавший с Маском.
Работавшие с ним люди рассказывают, что ему комфортно только тогда, когда он во всех смыслах сидит выше, чем другие. Буквально — на совещаниях его стул самый высокий, менеджеры сидят чуть ниже. Это отражает модель поведения Маска. Его достижения и положение позволяют ему вести себя с людьми именно так. Иногда его нетерпимость принимает странные формы. «Мы назвали это "ставкой на идиота". Если ты сделал что-то не так, ошибся в чем-то или дезинформировал его, он решит, что ты идиот, и переубедить его ты уже не сможешь», — говорит бывший менеджер. Многие свидетельствуют, что Маск насмехается над людьми на совещаниях, обвиняет их в некомпетентности, унижая, понижая в должности. Один из топ-менеджеров получил жесткий выговор за отсутствие на совещании во время родов жены. Но Маск может себе это позволить, поскольку очередь квалифицированных кадров, желающих работать в Tesla, не сокращается. «Это одна из компаний, действительно меняющих мир. И здесь действительно собрались самые умные», — рассказывают сотрудники.
Но не уменьшается и текучка кадров. «Каждый, приходя на работу, думал, не уволят ли его сегодня», — вспоминает один из топ-менеджеров. Другой говорит, что Маск действительно уверен, что Tesla спасет мир. Иногда он довольно-таки бессердечен, рассказывает менеджер, «поскольку что для него чувства отдельного человека на фоне судьбы миллиардов? Илона заботит человечество, но не конкретные люди».
Оригинал статьи находится тут.
Свежие комментарии