На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы и Факты

49 039 подписчиков

Свежие комментарии

  • лина любимцева
    Да... НЕТ СЛОВ... Такой позорище!...РИА Новости: замм...
  • лина любимцева
    Я конечно не гражданка Белоруссии, но я прошу Лукашенко все-таки  принять участие  в выборах президента в 2025 году. ...Лукашенко рассказ...
  • Михаил Еграшин
    А зачем они в соцсетях-то палились, в меню писать надо было, что единственное блюдо - "Голубая устрица". Или как в Шт...В Новосибирске су...

Дорога к макушке планеты. Как московские школьники покоряют Северный полюс

Отнюдь не все старшеклассники в разгар учебного года ходят на занятия и получают оценки — четырнадцать из них прямо сейчас находятся практически на макушке Земли — на Северном полюсе.

Семеро дрейфуют на льдине, занимаясь научной работой на арктической станции «Барнео», а ещё семеро идут в составе экспедиции по направлению к воображаемой земной оси.

Испытания начинаются в Москве

Ребята регулярно выходят на связь, вот и в понедельник они сообщили по телефону, что все живы, здоровы и веселы, по дому скучают, но полюса твёрдо намерены достигнуть, вчера на ужин у них был торт (это в торосах-то, среди льдов!), а прибытие на Северный полюс они отметят блинами.

Проект столичного Департамента образования «Большая Арктическая экспедиция» — главное событие года для юных путешественников Москвы. Его участниками стали 10 тысяч ребят, каждый из которых мечтает о великом приключении — походе на Северный полюс.

Разумеется, для того, чтобы попасть в число счастливчиков, нужно пройти строжайший отбор. Прежде всего ребята принимают участие в так называемом «арктическом диктанте», в котором демонстрируют своё знание тех суровых краёв. Затем они пишут эссе, готовят и защищают научные проекты. Таким образом отбираются 76 главных претендентов — 40 для отряда «Полюс», который отправится к макушке Земли, и 36 для отряда «Барнео», который будет работать на полярной станции.

Но и тут отбор не закончен. Последнее испытание — настоящий недельный поход по февральской Карелии для потенциальных полярников и защита научных проектов для юных учёных. В результате было отобрано по семь человек для каждого из отрядов.

Готовимся к ЕГЭ на льдине

Олег Гайдеров, 10 класс: «Это уникальная точка планеты, мало кто там побывал, и добраться до неё — моя цель. Вообще любой экстремальный поход — это преодоление самого себя, и мне интересно испытать, на что я способен. Будет непросто — знающие люди рассказывали, что иногда начинает одолевать страх от мысли, что ты находишься всего лишь на льду, а под тобой — океан глубиной четыре километра, Трудно, что вокруг бесконечная белизна, трудно, что непростые переходы. Это довольно сильное испытание».

Дарья Семешкина, школа 444: «Северный полюс для меня — это одно из мест, в которое хорошо было бы попасть в ближайшие несколько лет. Больше всего я опасаюсь конфликтов. С любой проблемой можно справиться, если это зависит только от тебя. А для того, чтобы исчерпать конфликт, требуется воля всех его участников. Но надеюсь, что с этим мы сладим. А следующая точка, на которую я мечтаю попасть — гора Эльбрус».

Кристина Шмачкова, школа № 1547: «Северный полюс — это гораздо сложнее, чем путешествие, скажем, во Францию или Италию. Полюс давно стал моей мечтой, и когда я узнала, что её можно воплотить — решила, что такую возможность упускать ни в коем случае нельзя!»

Женя Голубева, 11 класс. Школа № 1811: «С физической подготовкой у меня не очень, но сила воли больше развита, думаю, это и помогло мне пройти отбор. Холода я не боюсь, но опасаюсь замёрзнуть».

Кстати, с силой воли у Жени действительно всё в порядке: единственная одиннадцатиклассница, она и в суровом походе продолжает готовиться к ЕГЭ по биологии!

Московские ребята находятся на полюсе в составе двух групп. Первый отряд «Полюс» штурмует макушку планеты под руководством известного полярного путешественника, руководителя Центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» Матвея Шпаро и врача Алексея Сейкина. Второй отряд «Барнео» занимается научными изысканиями на полярной станции «Барнео», потихоньку перемещаясь вместе со льдами Ледовитого океана в разных направлениях. Юными учёными руководит преподаватель биологии из школы 171 Иван Смирнов.

Дмитрий Можаев, школа 192: «Природа Арктики не описывалась системно на протяжении последних 70 лет, так что там есть вероятность открыть немало новых морских организмов, с точки зрения биологии это место весьма забавное. Бояться нам на станции нечего — разве только раскола льдины?».

Николай Русев, школа 2039: «Цель моей поездки глобальная — расширить горизонт сознания, увидеть, что есть на планете другой мир, практически отдельный от всего остального — оттого, что туда крайне сложно добраться».

Даниил Алексеенко, школа 1272, медицинский класс: «Для меня это и путешествие, и физиологические исследования. Кроме того, мы должны опробовать научное оборудование, которое везём с собой».

Мечта и полюс — это синонимы

Матвей Шпаро ведёт на Северный полюс уже десятую, юбилейную экспедицию школьников. Все предыдущие, кстати, прошли «на отлично».

«Главная мотивация наших экспедиций — это мечта, — говорит руководитель экспедиции. — У современных школ много прекрасных показателей — финансовые, технические, охват детей, количество медалей, что-то ещё... Но мы не должны забывать о том, что у детей должна быть мечта, какая-то большая цель. А Северный полюс с этим как раз отлично соотносится. В некотором роде «цель» и «полюс» — слова-синонимы. Достичь полюса — это и значит «реализовать свою мечту». Мы ведь создали наш проект не только ради 14 ребят, которые отправляются на полюс, а ради многих других. Наши полярники вернутся домой, в свои школы, дворы, районы — и от них кругами начнут расходиться мощные флюиды необходимых в жизни ценностей: как нужно дружить, как принимать решения или брать на себя ответственность, как проявлять себя в сложных условиях. Всему этому можно научиться в любом путешествии — и не обязательно это будет Северный полюс, Карелия тоже отлично подходит. Главное — этому точно не научишься дома, сидя за компьютерной игрой».

Трудности начались для ребят ещё в Москве — рейс на Шпицберген откладывался в течение нескольких суток. Три для на чемоданах (точнее, на рюкзаках и санях-волокушах) — испытание непростое, однако все выдержали его с честью. Да и на острове Шпицберген, когда школьники попали из мягкого московского апреля в арктический холод, они, не моргнув глазом, утеплились и погрузились в следующий самолёт, который понёс их через океан на полярную станцию «Барнео» — прямо на лёд. Впереди их ждал недельный поход, за который они должны пройти 100 километров до самого полюса. Одна на всех палатка, запас еды и топлива — всё с собой, никто ничего им там не подвозит (хотя связь с «цивилизацией» поддерживается неукоснительно). Единственное, чего не приходится тащить — это вода, благо снега вокруг достаточно.

А погода — ну что, всё ожидаемо: минус 25, холодновато, рукавицы снять невозможно и хочется побыстрее спрятаться в одну из отапливаемых палаток станции «Барнео». А дети — хоть бы что: выгрузили свои волокуши, впряглись в них и устроили тренировку. И в тот же день отправились в свой непростой поход.

Полярный загар

Для того, чтобы попасть на Северный полюс, ориентироваться по обычному магнитному компасу не стоит, потому что он приведёт вас куда-то в океан между Северным полюсом и Канадой — именно там находится магнитный полюс Земли. А на географический полюс люди ходят по навигационным приборам.

Со временем в Арктике тоже есть некоторые проблемы. В течение всего полугодового полярного дня (с марта по сентябрь) солнце ходит вокруг вас кругами, не заходя, понятия «день и ночь» становятся весьма условными, поэтому время можно установить произвольно.

«Я люблю идти так, чтобы солнце светило мне в лицо, — поясняет Матвей Шпаро, — тогда даже немножко загораешь. Солнце ходит над тобой по кругу, и ты сам можешь выбрать для себя такой период, когда оно светит тебе прямо в лицо, а ты при этом идёшь в сторону севера».

А медведи? — спросит любопытный читатель. А трещины во льду? А лютый холод, отказ связи, поломка примусов и вышедшая из строя куртка? Как обеспечивается безопасность детей в полярных льдах?

«Не бывает абсолютно безопасных действий в жизни, — уверен Матвей Шпаро. — Где угодно на вас может упасть дерево, кирпич, случиться ДТП и вообще всё, что угодно. Я раз двадцать бывал на полюсе и могу сказать, что здесь не более опасно, чем где бы то ли было. Ты просто всегда соблюдаешь определенную осторожность, выверяешь свои шаги. А детям надо слушаться руководителей и быть благоразумными».

До полюса нашей экспедиции осталось совсем немного, московские старшеклассники вот-вот достигнут макушки Земли. Там они воткнут в снег условную земную ось и пройдутся хороводом по всем земным меридианам.

Потом вертолёт доставит ребят обратно на полярную станцию, которая закроется после их отъезда — на полюс неудержимо надвигается лето, льды начнут подтаивать. И жить на них смогут только белые медведи.

А все остальные московские школьники, которые тоже мечтают попасть в это невероятное путешествие, начнут готовиться к следующему этапу проекта «Большая Арктическая экспедиция». Ведь полюс по-прежнему зовёт!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх